Вывод оккупационных советских войск ознаменовал собой исторический перелом. Пришло время сделать так, чтобы об этом вспоминала вся страна. Оппозиционные депутаты внесли предложение сделать 21 июня новой «знаменательной датой», согласно закону о государственных праздниках.
В январе 1990 года Томашу Гоцке было почти 15 лет. Но он не смог не пойти на демонстрацию за вывод советских войск из своего родного города, когда люди двинулись от площади к казармам.
«Мы несли транспаранты с надписью „Иди домой, Иван"», — вспоминает Гоцке, который сегодня является старостой города Турнова, 15-тысячного сердца Чешского рая (чешский заповедник — прим. перев.). Советские оккупационные войска пробыли там, как и во многих других городах бывшей Чехословакии, более 20 лет.
Турнов дождался вывода одним из первых. Тысяча солдат, офицеров и их семей навсегда покинули город уже 28 мая 1990 года. Так Турнов стал одним из первых окончательно освобожденных городов в стране.
Сегодня староста Гоцке заботится о сохранении исторической памяти. Вот уже пятый год Турнов празднует день вывода войск, устраивая так называемый «городской праздник». Чешское законодательство дает такое право, но мало кто им пользуется. Кто уже бывал в этом городе, не мог не заметить доски, на которых описана непростая история края.
Я родился в Турнове и прожил там большую часть детства. Поэтому мои воспоминания во многом совпадают с воспоминаниями старосты. По городу постоянно туда-сюда ездили тяжелые военные автомобили, по улицам маршировали молодые, бритые налысо солдаты в жарких сапогах под надсмотром грузных офицеров в больших фуражках, прозванных «элпичками» (в переводе с чешского «пластинка» — прим. перев.).
Колорит когда-то ухоженного городка дополняли офицерские женушки с их незабываемыми духами, которые вселяли в местных жителей страх, уж не подвергаются ли они воздействию химического оружия.
Правда, по прошествии 30 лет знающий город гость неизбежно констатирует, что Турнов восхитительно справился с последствиями 20-летней оккупации. Все благодаря капле удачи в комбинации с особым духом Первой республики, большой предприимчивостью горожан, а также деньгам и доброй воле местного великодушного мецената Богуслава Горачека, который перед своей смертью в 2002 году вложил в Турнов сотни миллионов крон.
Так, благодаря им местные казармы, которым в 1990 году горожане предсказывали скорый снос, превратились в здание торговой академии.
Они видят разницу
Такие же метаморфозы произошли и с другими местами, которых коснулась губительная «братская помощь». Например, знаменитый отель «У Карла IV», который оккупанты выбрали местом богатырских офицерских попоек, вот уже почти 30 лет является тем, чем должен быть. Теперь это солидный отель, владельцы которого, семья Коваржовых, воплощают лучшее, что есть в чешском капитализме: трудолюбие, ответственность за семейное имущество и непоколебимый оптимизм, который не дает жаловаться даже в самые тяжелые времена (в отличие от премьера Бабиша).
В том, как Турнову удалось справиться с прошлым, стоит выделить еще кое-что. В 1983 году горожане натерпелись, хотя до сих пор не знают, что именно взорвалось на близлежащем складе 185-й ракетной бригады Центральной группы советских войск в Весецке. Несмотря на плачевный опыт, они все равно очень четко разграничивают коммунистическое зло, воплощенное теми, кто отправлял оккупационные войска в Чехословакию и оставил их там на 20 лет, и простыми солдатами, которым в свое время не давали выбора, где проходить срочную службу.
«Конечно, среди них были не только русские, но и другие народы. Например, уроженцы прибалтийских стран, — говорит староста Гоцке. — Более того, их срочная служба не ограничивалась пребыванием в Турнове. Нередко после возвращения в Советский Союз они продолжали служить в армии, скажем в Сибири».
Извинения от эстонцев
Пять лет назад об этих сложных обстоятельствах «жизни оккупантов» рассказал некий Магро Мери, который служил в Турнове в 1986 — 1988 годах. «Однажды в дверь моего кабинета просто постучали», — вспоминает староста Гоцке тот неожиданный визит гостя, который лично извинился за оккупацию перед Турновым, хотя от него, эстонца, город, пожалуй, меньше всего ожидал такого жеста.
Остается один вопрос. Почему так же, как староста Гоцке и его город, уход оккупантов не празднует вся остальная страна? Определенную проблему представляет выбор правильной даты. Турнову, выбравшему 28 мая, в этом смысле было проще.
Последний советский состав покинул Чехословакию 21 июня 1991 года. Последний советский офицер, генерал Воробьев, улетел 27 июня. Что важнее? А еще есть 24 июня 1991 года, когда на забитой народом Спортивной арене оккупантов «провожали» группа «Пражский комитет» со специальным гостем Фрэнком Заппой, который тогда сказал, что наконец-то впервые за три года у него появился повод настроить свою гитару и сыграть. (К сожалению, то выступление стало одним из последних в его жизни.)
Лично я проголосовал бы за дату того концерта уже только потому, что во время него лидер «Комитета» и гарант вывода войск Михаэл Коцаб произнес очень точную фразу: «С сегодняшнего дня мы окончательно и бесповоротно свободны».
Но я также приму любой вариант. Хотя, как правило, в конце июня чешские политики безмолвствуют (исключением стала 25-я годовщина вывода войск в 2016 году, когда один из лучших дней в чешской истории отметили партии ODS и TOP 09).
Новый праздник
Председатель партии ТОР09 Маркета Пекарова-Адамова предлагает сделать день вывода советских войск «знаменательной датой», согласно закону о государственных праздниках. Голосование в Парламенте может состояться уже в ближайшие месяцы, и, честно говоря, я бы хотел посмотреть на того смельчака, за исключением коммунистов, кто выскажется против.
Через год исполнится ровно 30 лет с момента вывода советских войск. Годовщину уже не отметят ни Фрэнк Заппа, ни Вацлав Гавел, который в июне 1991 года, конечно, присутствовал на том знаменитом концерте на Спортивной арене.
Масштабные торжества в честь того момента, когда Чехословакия снова стала полностью свободной страной, стали бы лучшим напоминанием о «знаменательной дате», а точнее об одном из самых важных и прекрасных дней в истории нашей страны, который, к счастью, помнят еще многие очевидцы.