Правительства России и Японии спустя примерно четыре с половиной месяца возобновили обсуждение совместной хозяйственной деятельности на Южных Курилах. Между тем в связи с распространением эпидемии нового коронавируса проведение туров и осуществление другой деятельности, которую на лето запланировала японская сторона, осложнилось. Подвижки по конкретизации сфер деятельности пока отсутствуют.
Самое большое препятствие — юридическая система на островах, без которой не обойтись для поездок на «северные территории» и реализации проектов, однако соглашение по ней достигнуть так и не удается. Еще одна проблема — запрет на отчуждение территорий, который, по всей видимости, будет прописан в новой Конституции. Это еще сильнее осложнит территориальные переговоры.
5 мая правительства обеих стран в формате видеоконференции провели заседание рабочей группы на уровне заместителей глав МИД, которое в последний раз состоялось в конце января. Стороны вновь подтвердили намерение в ближайшее время начать организовывать туристические поездки (тестовый тур впервые состоялся прошлой осенью) и принять меры по снижению количества мусора.
Между тем под влиянием пандемии нового коронавируса в этом году перенесли на неопределенные сроки безвизовые поездки бывших жителей островов. Также невозможно организовать туристические поездки на острова и проверки на местах. После заседания рабочей группы представитель МИД Японии отметил, что все будет зависеть от нового коронавируса, однако, начиная с осени, посещение четырех островов осложняется ухудшением погодных условий. В связи с этим японская сторона укрепляется в опасениях по поводу того, что в этом году будет невозможно ничего сделать, кроме консультаций.
Что касается совместной хоздеятельности на островах, то о начале обсуждений договорились премьер-министр Японии Синдзо Абэ и президент России Владимир Путин в ходе встречи в Японии в декабре 2016 года. В течение трех с половиной лет обсуждались пять областей, включая развитие аквакультуры. «Консультации по содержанию деятельности ведутся. В частности, туризм можно реализовать в любое время», — сообщил источник в российских дипломатических кругах.
Тем не менее даже если пандемия стихнет, проблемы структуры для посещения туристами островов, суверенитет на которые оспаривают Россия и Япония, а также юридической системы для экономической деятельности не решены.
После достижения соглашения японская сторона настаивала на том, что для совместной хоздеятельности необходимо создать «особую систему», которая не уязвит юридические позиции обеих стран. Дело в том, что, если применять российские законы, это будет означать признание российского суверенитета на острова. Поэтому стороны предполагали создание структуры для деятельности на основе особых правил.
В свою очередь, российская сторона неоднократно подчеркивала, что правила не должны противоречить российскому законодательству. Во время пресс-конференции 4 июня официальный представитель МИД России Мария Захарова также заявила, что деятельность будет реализовываться в соответствии с российскими законами. Она подчеркнула, что следует использовать уже существующие особые экономические зоны России.
Во внешнеполитических ведомствах России и Японии бытует мнение, что возможно только «хамелеоновское» соглашение, благодаря которому людям будет понятно, что система не противоречит законам собственной страны. Между тем российский источник подчеркнул, что при нынешней юридической системе России будет непросто достичь соглашения наподобие программы безвизовых поездок на острова, которая была запущена в 1992 году в форме уважения юридических позиций обеих стран.
В 1998 году Россия и Япония также подписали соглашение о так называемом «безопасном промысле» а районе Южных Курил, однако в сравнении с морем на суше гораздо больше препятствий для экономической деятельности: различные заинтересованные структуры, юридическая система и многое другое.
1 июля в России пройдет референдум по поправкам в Конституцию, включая запрет на отчуждение территорий. Администрация Путина подчеркивает, что Южные Курилы отошли России по результатам Второй мировой войны. Нет сомнений, что в результате поправок общественное мнение поднимется против возврата территорий Японии. Администрация Абэ надеялась урегулировать территориальную проблему на основе совместной хоздеятельности, однако ситуация только осложняется.