Снос памятника работорговцу Эдварду Колстону (Edward Colston) в Бристоле стал ярким символом протестов против расизма в Соединенном Королевстве. Премьер-министр Борис Джонсон заявил, что протесты «были подорваны бандитизмом». В свою очередь, лидер оппозиционной партии лейбористов Кейр Стармер (Keir Starmer) раскритиковал подобные методы, однако поддержал главную идею: «В Соединенном Королевстве XX века нет места для памятника работорговцу».
«Никто не ощутит потерю памятника», — заявил мэр Бристоля Марвин Риз (Marvin Rees). Его отец — выходец с Ямайки. Как подчеркнул мэр Бристоля, бездействие сотрудников полиции во время сноса памятника позволило избежать столкновений с протестующими. Марвин Риз также отметил, что планируется достать статую со дна залива и в любом случае выставить ее в музее.
Министр внутренних дел Прити Пател (Priti Patel) осудила снос памятника, назвав этот поступок «абсолютно постыдным». Выступая в парламенте, она набросилась с критикой на «бандитов и преступников, которые сносят памятники и жестоко обращаются с полицией».
Прити Пател сообщила, что в 200 демонстрациях приняли участие более 135 тысяч британцев, были задержаны 135 человек. «Я понимаю, почему люди протестуют, однако хочу напомнить, что сложилась необычная ситуация, более 40 тысяч человек скончались от коронавируса», — заявила министр внутренних дел, которая выразила намерение призвать «склонное к насилию меньшинство» к ответственности.
Бронзовая статуя «филантропу» Эдварду Колстону была установлена в 1895 году. В рамках гражданской кампании собрали более 11 тысяч подписей за снос памятника в Бристоле. Эта статуя — напоминание в том числе и о том, что это Эдвард Колстон возглавлял Королевскую африканскую компанию, которая перевезла в конце XVII века более 80 тысяч рабов (мужчин, женщин и детей).
На фоне резонанса вокруг сноса статуи в Бристоле, как в свое время на фоне сноса памятника Саддаму Хусейну в Багдаде, происходили осквернения и других мемориалов в Соединенном Королевстве. В ходе протестов в выходные в Лондоне на площади Парламента на памятнике Уинстону Черчиллю кто-то написал: «Расист».
Скотленд-Ярд начал поиски автора надписи — юноши в маске, который объяснил корреспонденту BBC свои действия следующим образом: «Черчилль воевал с нацистами для защиты империи, а не людей, принадлежащих к разным расам».
В общей сложности получили ранения 35 полицейских, двое были госпитализированы. Ситуация во всей стране становится все более напряженной. В субботу протесты обострились, в частности, в районе Даунинг-стрит, где группа демонстрантов бросала общественные велосипеды в конную полицию.
События последних дней напоминают уличные беспорядки августа 2011 года, которые были спровоцированы гибелью чернокожего англичанина Марка Даггана (Mark Duggan), застреленного полицией в Тоттенеме.
«Эффект бумеранга», вызванный заявлениями правительства
Правительство Бориса Джонсона пытается утихомирить протестующих, ссылаясь на опасность заражения коронавирусом, и отстраняется от проблемы расизма. Однако его усилия оказывают обратный эффект. В последние дни на улицы британских городов вышли десятки тысяч протестующих во главе с такими знаменитостями, как актер Джон Бойега (John Boyega) («Звездные войны») или бывший игрок «Манчестер Юнайтед» Рио Фердинанд (Rio Ferdinand).
Заявления министра здравоохранения Мэттью Хэнкока (Matt Hancock) о том, что движение Black Lives Matter — «ответ на то, что произошло в Америке, а не на то, что происходит здесь», вызвали цепную реакцию среди протестующих. Кроме того, усилилось раздражение и из-за последнего доклада, посвященного непропорциональному влиянию коронавируса на этнические меньшинства в Соединенном Королевстве.
Бывший министр внутренних дел и канцлер казначейства Саджид Джавид (Sajid Javid), сын пакистанских иммигрантов, призвал правительство Бориса Джонсона перестать искать «самоуспокоение» перед лицом проблемы расизма. Как он подчеркнул в статье в Times, Соединенное Королевство не может утверждать, что «отсутствуют значительные препятствия», связанные с интеграцией и равными возможностями. «Некоторые больше заинтересованы в сохранении существующего положения, нежели в содействии справедливости и развитии человечности», — отметил Саджид Джавид.
Как заявил пресс-секретарь Бориса Джонсона, премьер-министр признает, что по-прежнему существуют дискриминация и расизм, однако не согласен с тем, что Соединенное Королевство — «расистская страна». «Мы добились существенного прогресса по данному вопросу. Однако многое еще предстоит сделать. Мы не будем почивать на лаврах и, столкнувшись с расизмом и дискриминацией, будем с ними бороться», — заявил пресс-секретарь премьер-министра.