Как следует из нескольких российских и украинских информационных сайтов, а также соцсети «ВКонтакте», в «народных республиках» Донецка и Луганска, которые держатся на плаву только благодаря России Владимира Путина, прошли масштабные волнения.
5 июня сотрудники угольной шахты «Комсомольская» отказались выходить на работу и потребовали выплатить им задержанные зарплаты (во второй раз в 21 апреля). Деньги им обещали выплатить еще до 15 мая. От имени движения выступил Независимый профсоюз шахтеров Донбасса («независимый», значит, не +подконтрольный государству и его мафиозным структурам).
Шахта «Комсомольская» (ее название буквально дышит СССР) является одной из самых больших в Донбассе, исторической колыбели российской индустриализации, колонизации Украины и рабочей борьбы в 1917-1918 и 1989-1992 годах. Шахта стала госпредприятием после провозглашения независимости Украины в 1991 году и сохранила этот статус в «народной республике» в 2014 году, хотя система ее управления стала открыто частной и мафиозной. Невыплаты зарплат, бич России 1990-х годов (Путин всячески стремится показать, что справился с ним), стали особенно часты в Донбассе с 2018-2019 годов на «государственных» или «частных» предприятиях, которые находятся руках олигархов вроде богатейшего украинского капиталиста Рината Ахметова, изгнанного народом из Киева в 2014 году бывшего президента Януковича и представителей российских «органов». Убийство главы ДНР Захарченко, фашиста и антисемита, в 2018 году является обычным делом для подобных образований…
В апреле 2020 года эти господа запустили закон о «ликвидации нерентабельных угольных предприятий» и «социальной защите их сотрудников». В данном случае «социальная защита» предполагает сокращение как минимум 3 000 сотрудников. Забастовка в шахте «Комсомольская» может быть воспринята как реакция на эту новость. К тому же, с момента официального провозглашения ЛНР число напрямую связанных с шахтами рабочих мест уменьшилось с 40 000 до 30 000.
Вечером того же дня пришли угрозы со стороны госбезопасности, а 6 июня руководство шахты составило черный список подлежащих увольнению сотрудников (130 человек). Шахта считается госпредприятием, но по факту управляется представляющим мафиозные группы Владимиром Шатохиным, генеральным директором компании «Восток-уголь». Как и любой другой менеджер, он заявил, что такие жертвы необходимы для «повышения рентабельности», и назвал требования «непомерными» (хотя речь идет всего лишь о невыплаченных зарплатах!).
7 июня интернет и телефонная связь между этой зоной и остальной частью «народных республик» были разорваны. В последнем сообщении говорилось, что 124 шахтера с женами укрылись в окружённой полицейским кордоном шахте. После этого там был объявлен «карантин» с приостановкой движения транспорта и закрытием магазинов: в Донбассе мафия любит изоляцию не меньше, чем за границей.
В шахте «Белореченская» сотрудники выразили солидарность с «Комсомольской» и потребовали новостей. В ответ дирекция и госбезопасность перекрыли шахту.
В этой четко выраженной социальной борьбе сошлись легендарная старая гвардия рабочего класса и пророссийские мафиозные структуры Донбасса. Они ведут политику в стиле Тэтчер, тогда как западное рабочее движение либо забыло о существовании трудящихся Донбасса, либо верит, что донбасские шахтеры вступили в 2014 году в борьбу с «украинскими фашистами» и до сих пор оказывают тем сопротивление. На самом деле это не так: как их коллегам из Кривого Рога на независимой Украине, им приходится бороться с мафиозным и олигархическим руководством, выходцами из бюрократии и полиции. Будем честны: Украина Зеленского — не «нацистская» страна, а коррумпированный парламентский режим, где основополагающие свободы, в том числе права профсоюзов, существуют только на бумаге. При этом ДНР и ЛНР представляют собой оккупированные зоны, которые Путин хотел превратить в маленькую Северную Ирландию: его план провалился, и они дают надежду на демократическую борьбу в России (она должна начаться с осуждения путинского империализма). Единство этой рабочей борьбы должно стать важной составляющей единства демократической, независимой и рабочей Украины.
Эта борьба очень близка нам, и поэтому о ней так важно говорить во Франции здесь и сейчас.
Поддержим донбасских шахтеров! Да здравствуют независимые профсоюзы!