В настоящее время наиболее заметной задачей дипломатии является необходимость уверенно взаимодействовать с Китаем, который все активнее и агрессивнее использует свой капитал и военную мощь. То же самое можно сказать и о России, которая стремится посеять семена раздора на Западе. Уровень безопасности в мире повышается благодаря крепкому альянсу стран НАТО, которого, к сожалению, в настоящий момент нет. Очередным ударом по этому альянсу стало решение президента США Дональда Трампа сократить численность американского военного контингента в Германии на 9,5 тысяч человек уже к сентябрю — в попытке ограничить число американских военных на немецких базах 25 тысячами. Этот шаг, который вне всяких сомнений обусловлен обидой американского президента на канцлера Германии Ангелу Меркель, является недальновидным и контрпродуктивным.
Мир нуждается в сильных и занимающих активную позицию Соединенных Штатах, а также в крепком альянсе мировых демократий. К несчастью, сейчас отношения между Соединенными Штатами и Германией стали крайне сложными. Эти две страны поссорились из-за газопровода «Северный поток — 2», который должен связать Германию и Россию, проходя по дну Балтийского моря. Вашингтон активно возражал против строительства этого газопровода, настаивая на том, что «Северный поток-2» подрывает европейскую энергетическую безопасность и предоставляет России возможность использовать поставки энергоресурсов для достижения ее политических целей. Хотя реакция Трампа является чрезмерно острой, он все же прав, говоря о том, что финансовое бремя альянса НАТО лежит в основном на Соединенных Штатах. Если оборонный бюджет Германии упорно остается на уровне менее 2% от ВВП, это значит, что Меркель не выполняет обязательства своей страны перед международным сообществом. До 2024 года Германия обязана достичь положенного уровня военных расходов, и с ее стороны будет разумно ускорить этот процесс.
Вероятно, этого будет недостаточно для того, чтобы г-н Трамп согласился изменить свою стратегию. Однако, возможно, Вашингтону будет легче пойти на попятную в вопросе вывода американских войск в том случае, если в результате президентских выборов в ноябре у Белого дома появится новый глава. Было время, когда Германия с ее мощной военной техникой была пугающей силой. Но в течение столетия, главной тенденцией которого станет борьба за превосходство между Соединенными Штатами и Китаем, Германия уже не будет вызывать каких-либо серьезных тревог, поэтому Берлину следует в полной мере выполнять свои обязательства.
Сейчас в мире возникает все больше новых угроз. Альянс НАТО создавался в качестве эффективного инструмента защиты от Советского Союза, однако теперь ему необходимо сосредоточить внимание на Китае. Это не только военный вопрос — в данном случае военный аспект даже не имеет первостепенного значения. Один из способов, с помощью которых Китай стремится расширять свое влияние, сводится к инвестициям в ключевые объекты инфраструктуры, такие как мобильные сети, к примеру. Британское правительство поступило совершенно разумно, объявив о пересмотре возможных последствий своего решения разрешить китайской компании Huawei создать значительную часть британской сети 5G. Вчера, 10 июня, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг (Jens Stoltenberg) одобрил это решение о пересмотре отношений с Huawei. Помимо последствий для безопасности необходимо еще учитывать коммерческие риски, которые могут возникнуть в связи с введением Соединенными Штатами санкций против компании Huawei.
Правительства тори, включая правительство Бориса Джонсона, интуитивно стремились к взаимодействию с Китаем. Отвечая на вопросы журналистов, премьер-министр Великобритании сделал акцент на своем теплом отношении к Китаю и подчеркнул, что «мы должны и дальше сотрудничать с этой великой развивающейся страной». Действительно, будет глупо отказываться от торговли и других отношений с Пекином, однако необходимо все же поддерживать единство и сохранять осторожность. Запад должен показать России и Китаю, что альянс НАТО остается единым и сильным. К сожалению, из-за вывода части американского контингента из Германии и непростых отношений Вашингтона с его союзниками эти качества альянса не слишком хорошо заметны.