Несмотря на продолжающееся глобальное потепление, Арктика остается одним из самых холодных мест на свете, а Россия относится к числу тех стран, которые лучше всех подготовлены к ее захвату. И не потому что у нее есть какое-то новое гиперзвуковое оружие или самолеты-невидимки, а благодаря тому, что у нее есть ледоколы. Познакомьтесь: атомный ледокол типа «Арктика».
Советский союз был прародителем российских ледоколов. Первый ледокол типа «Арктика» был построен в начале 1970-х годов, а всего таких судов было спущено на воду шесть. Большинство ледоколов этого типа были отправлены на утилизацию в 2000-х и 2010-х годах.
Как и у многих других ледоколов, у «Арктики» двойной корпус. Толстая стальная обшивка позволяет ему ломать лед, сохраняя корпус в целости и сохранности. Наружный корпус толстый, но он значительно тоньше внутреннего корпуса. Пространство между ними служит полостью для размещения балласта в виде морской воды.
Еще одна уникальная часть ледоколов — это их форштевень. В отличие от большинства других судов, у которых форштевень узкий и заостренный, у ледокола он не обладает особой гидродинамической эффективностью. То есть, он менее острый. Но это ледоколу только на пользу.
Широко распространено ошибочное мнение о том, что ледокол таранит паковый лед, разбивая его вдребезги и прокладывая путь другим судам. На самом деле, ледокол ломает лед собственным весом. Форштевень закругленной формы позволяет ему наползать на лед и ломать его сверху. По сути дела, ледокол садится на лед и сидит на нем до тех пор, пока он не поддастся. «Арктика» не отличается большой скоростью в открытом океане, однако она может ломать лед толщиной два-три метра.
Кроме прочного корпуса и носа «Арктика» имеет устройство для выпуска струй горячего пара под поверхностью воды. Это пар ослабляет лед по курсу «Арктики», делая его немного тоньше. Такой лед легче ломается, а место разлома становится более предсказуемым.
Конечно же, у этого ледокола ядерная силовая установка. Два ядерных реактора приводят в действие три гребных винта, которые могут перемещаться в направлении левого и правого бортов, облегчая маневрирование в узких местах. «Арктика» обладает практически неограниченной дальностью хода, поскольку не нуждается в дозаправке. Это судно ограничено только потребностями экипажа, а также запасами воды и продовольствия. И даже авария для этого большого корабля не проблема. На борту «Арктики» имеются запчасти, в том числе, гребные винты, что позволяет осуществлять ремонт в море, в зависимости от объема ремонтных работ.
Постскриптум
Наша Земля теплеет, и ледоколы становятся все более востребованными. Любой стране, проявляющей интерес к Арктике, придется ломать лед, хотя в будущем его станет меньше. Победу одержит тот, кто доберется туда первым. А у Москвы есть большие преимущества.