Многие сейчас сетуют на недальновидность украинского народа, вырождение, национальное беспамятство. Можно встретить сравнение украинцев даже со стадом глупых овец, которое пастырями выбирает себе волков. Неприятно поражает и досаждает осуждение, оскорбление, обзывание народа его элитой. Обида элиты на то, что ее не слышат и не слушают. Под украинской элитой имею в виду всех тех людей, которые честно и немеркантильно работают в разных сферах социальной жизни Украины для ее сохранения и восстановления: политиков, экономистов (таких в официальной государственной вертикали единицы), предпринимателей, общественных активистов, писателей, артистов, журналистов, духовенство и пр. Эта элита сегодня, к сожалению, практически не влияет на государственную политику, но еще сохранила остатки влияния на общество, сознание людей.
Правомерно ли обвинять народ (любой, не только украинский) в том, что сейчас, как и веками ранее, он избирает себе в президенты-депутаты-мэры людей морально нечистоплотных? Думаю, нет. В психологическом и духовном измерениях человек виновен в зле тогда, когда творит его сознательно. Когда взвешенно рассуждает, имея перед собой достоверную информацию. Когда умеет рассуждать. В других случаях он является бессознательной причиной распространения зла. Тем временем знаем, что во все эпохи их интеллектуалы всегда описывали низкий уровень умственного развития основных масс населения и мелких князьков-бояр-олигархов. Так было и так есть. Люди, которые рождаются и растут в нищете (духовной, психологической, культурной, материальной), априори не способны к мышлению — государствообразующему, самостоятельному, критическому. Этому их надо учить. Если никто не учит, то ждать адекватного выбора — все равно, что заставлять недрессированную бродячую собаку прыгнуть через цирковое кольцо.
Психологическая наука достоверно доказала, что основы характера, мировосприятия человека закладываются в момент зачатия, во время беременности, в первые месяцы и годы жизни. Когда в семилетнем возрасте ребенок идет в школу — основные вехи его развития уже заложены. Если дитя зачато без любви, если во время беременности мать переживала многочисленные стрессы, если в младенческом возрасте (до одного года) было недостаточно любви и внимания, а в возрасте 2-3-4-х и далее лет ребенок видел ссоры, пьянство, переутомление родителей от работы — закладываются все предпосылки к различной степени психических и мировоззренческих, духовных отклонений. Предпосылки перерастают в реальность при некачественном школьном образовании, трудности в выборе профессии и тому подобное. Этому есть достаточно подтверждений психологической науки. А теперь вспомним немного — последние 200 лет: что переживали мы, украинцы, и другие народы — войны, социальные потрясения, голод и голодоморы, экономические и политические кризисы. Это способствовало психологическому здоровью населения? Нет. Сейчас есть много литературы, которая профессионально описывает массовую шизоидизацию населения, распространение депрессивных, обсессивно-компульсивных и других психозов (труды К. Г. Юнга, Э. Фромма, Ф. Римана, И. Ялома, С. Кара-Мурзы и др.). А еще есть законы массовой психологии манипуляции сознанием — кто хоть немножко знаком с социальной психологией и трудами Г. Ле Бона, тот понимает: невежественным и исстрадавшимся народом легко управлять. Вспомним и украинских светочей, которые писали об этом — начиная от Ивана Вышенского, Феофана Затворника, Григория Сковороды и Ивана Франко, Дмитрия Донцова, Джеймса Мейса и Ярослава Грицака.
Манипуляция сознанием масс имеет место во всех современных странах, это, например, хорошо иллюстрирует фильм «Brexit» (о референдуме 2016 года в Великобритании относительно выхода из Евросоюза): тонкое манипулирование массовым сознанием английского-британского-уэльского-шотландского-ирландского народов, распространение мифов о других государствах. В фильме показано, как вы можете смотреть обычное «семейное» ток-шоу и в это же время в вашу психику незаметно «втирают» политические месседжи… И люди массово сходят с ума (в смысле восприятия политико-экономической информации) и голосуют «нужным» для определенных сил образом. Разделяй и властвуй, ищи слабые места и расшатывай. С давних времен государственные вожди пользовались проверенными методами: пускать в народные массы распространителей слухов-мнений, подстрекателей настроений — ради поднятия восстаний, давления на соперников и тому подобное. Обобщая, скажу: есть два способа управления народом. Первый — манипуляция, второй — просвещение, разумная консолидация, координация, управление. Третьего не дано.
Наша украинская национальная элита хорошо научилась управлять в малых группах людей, создавать локальные подпольные организации, воевать в партизанке в невероятно тяжелых условиях полного окружения и предательства. Научилась выживать в концлагерях и тюрьмах, в условиях информационной блокады и договоренной войны. Это — факт. Благодаря этому мы как народ, нация — еще есть. Но у нас нет собственного национального государства. Наша родная элита не научилась управлять большими массами народа. Мы хотим всюду идти с поднятым забралом, честно и открыто. Думаем, что общество нас слышит, понимает и готово поддержать. Но это не так, не те теперь времена, не те наши возможности. Выигрывает борьбу в государстве тот, кто лучше умеет коммуницировать и управлять массами, нажимать на тонкие нити подсознательных процессов. Тот, кто разбирается в технологиях манипуляции сознанием и может разработать адекватные средства противодействия. Этого нашей элите не хватает. Вследствие тотального уничтожения московитами украинских пассионариев у нас был полностью уничтожен класс национальных политиков и экономистов, а в творческой интеллигенции за их статус «врагов народа» появился разрыв, отсутствие хорошей коммуникации с массами населения. И это тотальный минус.
Еще один — отсутствие сегодня единства, координации, взаимопомощи. Большое недоверие друг к другу, неспособность прощать бытовые споры ради общего дела, мало психологических знаний, умений различать глубинные корни поведения человека и социальных масс, узкий кругозор в пределах, что творится в других государствах-нациях. Тем временем давление политических, информационных процессов большое, следовательно, по нередко отчаянным, депрессивным постам известных общественных активистов видно, что нынешняя элита задыхается.
Нам не хватает собственных информационных потоков — телевидения, радиовещания, периодики. И это минус элиты, а не всей общественности. Во времена ОУН-УПА была очень хорошо поставлена работа с населением: во всех укрытиях были печатающие машинки и стопки бумаги, день и ночь девушки выстукивали на них листовки, даже периодику и просветительские брошюры для селян и горожан. Была хорошо налажена агентурная работа. Благодаря этому так невероятно долго боролись воины в условиях тотальной блокады и отсутствия материального обеспечения. Годами позже многие по вечерам крутили ручки радиоприемников в поисках правдивой информации из волн «Голоса Америки», радио «Свобода». Какую волну теперь должен искать простой народ? Сегодня наши элитарии не имеют информационной платформы для общения с людьми, для воздействия на их сознание. Телерадиоканалы, сайты, которые являются более-менее независимыми, страдают от недофинансирования и читаются (просматриваются) малым количеством людей сознательных, социально активных и критически мыслящих, нет массовости в работе с потенциальным электоратом.
А наш новорожденный кинематограф? Например, фильмы «Добровольці Божої Чоти», «Кіборги», «Іловайськ», «Ціна правди» и др. доступны для просмотра узкому кругу людей — активным в областных центрах Украины, а по районам, селам их увидеть нереально — этим тоже должна заниматься украинская элита, вспомните, как в советские времена пропагандистская машина каждое воскресенье во всех сельских клубах «крутила» кино… Это еще один минус, но не вина, потому что украинская элита искалечена исторической судьбой так же, как и все мы, народ. В психоонкологии известно утверждение: «Вы является причиной возникновения проблемы, но вы не виноваты». Но ведь на то она и элита, чтобы быстро анализировать, перегруппировываться и — бороться.
Очень хочется, чтобы каждый из тех дорогих Украине людей, которые много сделали и делают для спасения и возрождения государственности, прежде чем огульно бросать обвинения о «тупых овцах», «73-75%», «деградированном народе», хотя бы дважды задумались.
Второе — перед тем, как критиковать свой народ, создайте его. В начале 20 века нас было около 80 миллионов, после голодоморов, войн, Сибири-Гулагов и нынешнего постсоветского периода не факт, что сейчас наберется 35 миллионов. И погибли лучшие из лучших. Вспомните слова итальянского политика, писателя-историка Массимо д'Адзельйо: «Теперь, когда мы создали Италию, надо создать итальянцев». Итальянцы говорят, что они сначала чувствуют себя неаполитанцами, венецийцами, флорентийцами, пьемонтцами, потом — европейцами и лишь в третью очередь — итальянцами. Южные итальянцы считают, что Объединение Италии позволило северным экспроприировать их богатства, а северные итальянцы убеждены, что лучше было когда-то зависеть от ригористичной Вены, чем теперь от коррумпированного Рима… Ничего не напоминает — Восток и Запад Украины? Итальянцы называют себя космополитами, реагируют на опоздания поезда словами «это вам не Германия», а на проблемы в университете — «это вам не Британия». Однако цель «успешная процветающая единая Итальянская Республика» объединила всех. Италия отпраздновала более 150 лет своей государственности, Украина — еще не дотянула до 30-ти.
В США похожая ситуация — Север-Юг, республиканцы и демократы. Мы даже тысячной доли не изучили из опыта, как и кем из конгломерата народов была сконструирована американская нация. А стоит вспомнить хотя бы то, что у них ни одного фильма нет, где бы не фигурировал национальный флаг — на улице начинается дождь, героиня фильма снимает с дома американский флаг, чтобы не намок… Из таких как будто мелочей конструируется нация. Наша элита где-то использует опыт других государств? У нас есть что-то, кроме кровавого анализа ковыряния в ранах и нареканий? Нет. Зато с телеэкранов и радиоэфира мы слышим, как украинцам ставят в пример дисциплинированных и педантичных немцев, трудолюбивых американцев, аккуратных шведов… А распространенный миф «где два украинца, там три гетмана»? Он одновременно является и мифом, и психоинформационным вирусом, который расшатывает наши силы. Упоминается труд Тарика Али «Столкновение цивилизаций» о мусульманском мире — смертельной борьбе кланов, семей, религиозных течений, олигархических групп — по сравнению с их миром наше украинское многоголосье кажется детским лепетом. Все познается в сравнении. В украинской истории, как и в истории других народов, есть достаточно примеров безумной консолидации сил, мужества и непоколебимости людей и — примеры предательства. Однако акцент делается только на предательстве. Почему? Информационная война.
Украинцы, как и французы, испанцы, шведы и все остальные нации имеют свои положительные и отрицательные стороны. Тяжелая историческая судьба искажает национальный характер. И об этом надо людям говорить — без осуждения, четко и убедительно указывать, что, откуда и как: наше постгеноцидное сознание — что о нем известно рядовому избирателю из когорты «73-75%»? Психологи-консультанты, психотерапевты знают, что успешная терапия, изменение поведения и характера клиента возможны только тогда, когда обеспечены три вещи, «киты» успешной психотерапии: эмпатия (разумное сочувствие), безусловное позитивное принятие и искренность терапевта. На этих принципах и следует поднимать народ из ямы умственной деградации и нравственной дезориентации. В конце концов, эти недостатки далеко не так распространены и укоренены среди простонародья, как это хотелось бы нашим врагам.
Нам сейчас не хватает ответственных и честных социальных психологов, способных четко проанализировать сознательные и бессознательные факторы поведения разных слоев населения, спрогнозировать динамику социальных процессов, научить наших элитариев видеть и действовать нешаблонно. Ибо очень печально читать некоторых известных политических и культурных деятелей, что это все «Божья кара» на нас за грехи. Насколько надо думать стереотипно, чтобы не видеть, что поколения идут за поколениями, а картина та же — моральная деградация народов, меркантильный образ жизни и издевательства зло-власть имущих — неужели же наказания ничему не учат? Уже как минимум 2-3 тысячи лет?
Чтобы изменить нашу ситуацию к лучшему, нужно создавать образовательные информационные платформы и объяснять азы социальной психологии, управления массами. В то же время не надо ставить цель изменить и научить всех. Достаточно в каждом слое населения — от дворника до государственного служащего в аппарате Президента, изучить, выкристаллизовать, собрать и укрепить 3-5-10% сознательных, критически мыслящих честных людей — и массы пойдут за ними. Конструктивные изменения будут, Украина будет.