В пятницу Александр Лукашенко заявил, что это он поручил председателю комитета госконтроля заняться Белгазпромбанком. По информации президента, задержано примерно 15 человек. Бывшего руководителя банка Виктора Бабарико официальный лидер считает причастным к «неправедным делам»: «Это одна шайка-лейка».
В четверг, как уже сообщалось, сотрудники финансовой милиции провели обыски в головном офисе Белгазпромбанка, а также в офисах компаний «ПриватЛизинг», «Кентавр» и «Кампари», которые являются клиентами и партнерами банка. «…Напрашивается вывод, что действия сегодняшнего дня носят заказной политический характер», — заявил по горячим следам Бабарико, бросивший на этих выборах перчатку Лукашенко.
«Когда рыльце в пушку, не лезь туда»
В свою очередь, официальный лидер в пятницу в Полоцке, не называя фамилию основного политического конкурента, но в очень прозрачном контексте возмущался: «Что меня поразило: этот негодяй, иначе не назову: я, мол, ни при чем, ко мне претензий никто не имеет, это они там… Ты был руководителем, они у тебя заместителями. И все, что там творилось, могло без руководителя происходить? Нет».
«Когда рыльце в пушку, не лезь туда», — сказал Лукашенко, имея в виду выборы. Но тут же выдвинул версию: мол, его потенциальный соперник просто «понял, что к нему придут и наденут наручники. А у нас же сейчас выгодно заниматься политикой, чтобы стать узником совести».
Означает ли этот накат, что вопрос с наручниками для Бабарико уже решен? В таком случае его дальнейшее участие в кампании обрубалось бы элементарно. По той же схеме, которую применили в отношении дерзкого блогера Сергея Тихановского.
Того сначала посадили на 15 суток и не дали возможности подписать бумагу на регистрацию инициативной группы для выдвижения кандидатом на выборах. А потом после задержания в Гродно (как убеждены многие, кто просмотрел видео, это была топорная провокация) автор ютуб-канала «Страна для жизни», разозливший высокое начальство талантливым разогревом уличной активности, и вовсе стал фигурантом уголовного дела.
Так что один из главных заводил протестов нейтрализован как минимум до дня выборов — 9 августа. А инициативная группа жены блогера Светланы Тихановской обескровлена и под жестким давлением силовиков заметно снизила свою активность. В итоге сдать подписи за ее выдвижение, возможно, будет проблематично уже потому, что на тот момент слишком мало районных координаторов (а только они имеют право сдавать подписные листы в избиркомы) окажется на свободе.
Президенту важно не показаться малодушным
Но не будет ли перебором «закрыть» сейчас Бабарико, как «закрыли» Тихановского? И так уже политизированная публика негодует, Запад стал осуждать брутальные методы против соперников Лукашенко в этой кампании.
Вместе с тем, инициативная группа у экс-банкира внушительная и подписей за него собрано с лихвой. Сегодня он сообщил, что уже есть более 330 тысяч. В итоге может набраться тысяч четыреста, в то время как по закону нужно сто тысяч. Зарубить такого мощного претендента на стадии регистрации кандидатом — тоже совсем не комильфо.
Показательна и вот какая сегодняшняя ремарка Лукашенко в отношении Бабарико: «И я хочу, чтобы он попал на выборы. Чтобы он пришел и рассказал, откуда собственность на Кипре, как при такой „лукашенковской диктатуре‟ он создал эту собственность, как он взятки давал, делил деньги, почему иностранный банк этим занимался… Это все надо рассказать белорусам. И они пускай потом определятся. Но узником совести мы его не сделаем».
Так что же намерен делать Лукашенко со своим, судя по всему, самым опасным потенциальным конкурентом, который динамично раскручивается и уже стал для части общества (прежде всего образованной, продвинутой публики, бизнесменов) кандидатом надежды?
Политический обозреватель Виталий Цыганков считает маловероятным, что власти примут решение не регистрировать Бабарико или вообще посадить его за решетку в ближайшее время, поскольку для действующего президента «это было бы слишком очевидным признанием собственной слабости».
«Лукашенко все-таки всегда хотел, чтобы его признавали победителем в честной борьбе, чтобы победа выглядела элегантной», — подчеркнул собеседник в комментарии для Naviny.by. По мнению обозревателя, более вероятно, что психологическим давлением, арестами друзей и бывших коллег экс-банкира попытаются «принудить к срыву — чтобы он сам ушел с выборов или чтобы его кампания развалилась».
Сторонники Бабарико, пожалуй, переоценивают степень его популярности и протестные возможности тех, кто увидел в нем кандидата надежды, говорит Цыганков. Впрочем, он не исключает, что бывшего банкира решат не регистрировать или даже «закрыть», однако полагает, что пока для властей это крайний, не очень желательный вариант, поскольку тогда будет слишком очевидно, «что это не выборы, а спецоперация».
А как посмотрит Москва?
У истории с пошедшим на эти выборы бывшим руководителем газпромовского банка есть и международный аспект. Лукашенко и его пропаганда взялись усиленно рисовать Бабарико, равно как и Тихановского, ставленниками Москвы. Так оно или нет, но Россия как минимум мониторит этот сюжет.
Политический и военный обозреватель Егор Лебедок в комментарии для Naviny.by обратил внимание на то, что 19 июня в Минск прилетает министр иностранных дел России Сергей Лавров, а 24 июня Лукашенко, судя по всему, встретится на параде в Москве с Владимиром Путиным. А поскольку Бабарико «в некоторой степени работает в интересах России», то по крайней мере до 24 июня резких действий против него ожидать не стоит, предполагает собеседник.
Он не исключает, что Бабарико зарегистрируют кандидатом, но при этом будет использоваться «тактика заложников», то есть продолжат преследовать окружение экс-банкира. «Пиар-кампания Лукашенко провалена, он выглядит кандидатом вчерашнего дня, в то время как Бабарико — кандидатом будущего. Так что решение „проблемы Бабарико‟ так или иначе будет лежать в плоскости силовых методов», — резюмировал Лебедок.
Пока — жестокий черный пиар, но и наручники не исключены
Пока то, что предпринимается в отношении Бабарико, выглядит как «очень жестокий черный пиар», заявил в комментарии для Naviny.by политический аналитик Юрий Дракохруст. «Не думаю, что его, условно говоря, завтра посадят. Скорее всего, это более сложная игра. Пока. После выборов могут и посадить», — сказал собеседник.
Действия властей, считает он, будут зависеть от динамики популярности Бабарико. Пока есть расчет «мочить информационно» в надежде, что за дискредитированную фигуру и впрямь мало кто проголосует. Но если черный пиар не сработает и популярность экс-банкира «будет переть как на дрожжах», могут быть использованы и более примитивные методы — например, опасного соперника просто снимут с выборов за нарушение порядка ведения агитации (посадить кандидата не получится: иммунитет), сказал Дракохруст.
Тем временем председатель комитета госконтроля Иван Тертель заявил, что его структура располагает доказательствами причастности Бабарико к противоправной деятельности. Так что папочка на этого человека имеется, и дать ей ход — дело техники. В итоге в отношении опасной фигуры у Лукашенко есть веер вариантов. Впрочем, различаются они лишь степенью брутальности.
Бессменный президент никогда не блистал политическим джентльменством, а уж эта кампания для него чертовски сложна. Сбежалась куча негативных факторов: экономика падает, большой части электората не понравилась политика вождя в отношении эпидемии, появились свежие фигуры, которые политически возбудили народ… Да и вообще феномен «подписной революции» показал, что масса белорусов устала от несменяемой власти.
Так что бывшему банкиру, который поначалу выглядел политическим романтиком и, вероятно, не до конца понимал, на что идет, в жерновах этой кампании да и после нее придется явно несладко. Другое дело, что тот, у кого все в руках, еще может поиграть с соперниками в кошки-мышки.