Недорогой и широко используемый стероид способен спасти жизни людям, тяжело больным covid-19. Такой вывод был сделан по результатам клинических испытаний, проведенных в Британии. Препарат называется дексаметазон, а испытания показали, что это первое лекарство, снижающее смертность от коронавируса, который убил более 430 000 человек во всем мире. По данным исследования, риск смертности инфицированных этим вирусом пациентов на ИВЛ снижается примерно на треть.
«Это поразительный результат, — говорит врач-реаниматолог Кеннет Бейли (Kenneth Baillie), работающий в Эдинбургском университете и включенный в состав координационного комитета по проведению испытаний под названием RECOVERY (Выздоровление). — Это явно будет иметь огромные глобальные последствия». Авторы исследования объявили о его результатах в пресс-релизе, опубликованном 16 июня. Но ученые говорят, что они намерены как можно скорее опубликовать результаты исследования, и что они уже рассказали о своих выводах регуляторам в Британии и в других странах.
Начатые в марте испытания RECOVERY являются крупнейшими в мире рандомизированными контролируемыми испытаниями препаратов от коронавируса. В ходе исследования было проверено несколько возможных лекарств. К исследованиям привлекли 2 100 пациентов, которые получали дексаметазон в течение 10 дней в малых или умеренных дозах по шесть миллиграммов в день. Потом их состояние сравнили с 4 300 пациентами, которых лечили от коронавирусной инфекции стандартными средствами.
Самым поразительным оказалось воздействие дексаметазона на тяжелобольных пациентов, находившихся на ИВЛ. У больных на кислородном лечении, но без ИВЛ состояние тоже улучшилось. Риск смертности у них снизился на 20%. Этот препарат не оказал никакого воздействия на людей с легкой формой заболевания covid-19. Это пациенты, не получавшие кислородное лечение и не находившиеся на ИВЛ.
Вскоре после объявления результатов британское правительство заявило, что оно без промедлений дало указание о лечении дексаметазоном госпитализированных с covid-19 пациентов, которым требуется кислород, в том числе, аппараты ИВЛ.
Скрупулезные исследования
«Это крупный прорыв», — говорит Питер Хорби (Peter Horby), работающий инфекционистом в Оксфордском университете и участвовавший в испытаниях в качестве главного исследователя. Он отмечает, что применение стероидов для лечения респираторных вирусных инфекций, таких как covid-19, небесспорно. Данные испытаний стероидов во время вспышек атипичной пневмонии (SARS) и ближневосточного респираторного синдрома, вызываемых похожими коронавирусами, были неубедительными, говорит Хорби. Тем не менее, поскольку дексаметазон общедоступен, а испытания стероидов в ходе предыдущих вспышек дали многообещающие результаты, участники исследования посчитали необходимым испытать этот препарат в ходе тщательных клинических проверок.
Всемирная организация здравоохранения и многие страны в своих указаниях по лечению предупреждают, что заразившихся коронавирусом людей нельзя лечить стероидами. Некоторые исследователи были обеспокоены сообщениями об отдельных случаях широкого применения стероидов. Эти препараты подавляют иммунную систему, что облегчает страдания пациентам, чьи легкие поражены чрезмерной иммунной реакцией, которая иногда возникает при тяжелых случаях covid-19. Однако таким пациентам все равно нужна работоспособная иммунная система, чтобы бороться с самим вирусом.
Проведенные испытания указывают на то, что при проверенных дозах польза от лечения стероидами перевешивает возможный вред. Ученые не обнаружили заметных побочных эффектов и осложнений от этого лекарства. «Данный препарат можно давать практически всем», — говорит Хорби.
Что касается избирательности его воздействия (лучшие результаты у тяжелобольных пациентов и никакого эффекта при легкой инфекции), то это вполне соответствует представлениям о том, что гиперактивная иммунная реакция наносит больше вреда в случае длительного и серьезного заражения. Об этом говорит Энтони Фаучи (Anthony Fauci), возглавляющий американский Национальный институт аллергических и инфекционных болезней. «Когда вы тяжело больны и находитесь на ИВЛ, у вас обычно возникает аномальная или гиперактивная воспалительная реакция, которая способствует смертности в той же мере, в какой и прямое вирусное воздействие».
«Поиск и открытие эффективных лекарств типа этого изменит характер воздействия пандемии covid-19 на жизнь людей и экономику во всем мире, — отметил в своем заявлении Ник Каммак (Nick Cammack), работающий в Лондоне в благотворительной организации биомедицинских исследований Wellcome и возглавляющий программу лечения covid-19. — Это исследование показало, что дексаметазон помогает только в тяжелых случаях, однако он спасет огромное множество жизней во всем мире».
На сегодня найден только один препарат, помогающий больным covid-19. Это противовирусное лекарство ремдесивир. Оно доказало свою эффективность в ходе масштабных клинических испытаний. Ремдесивир сокращает время лечения пациентов в больнице, но по статистике он не снижает существенно смертность.
Ремдесивир также является дефицитным препаратом. Его изготовитель, биофармацевтическая компания Gilead Sciences со штаб-квартирой в Фостер-Сити, штат Калифорния, уже предприняла шаги по увеличению производства, но в настоящее время это лекарство имеется лишь в немногих больницах в разных странах мира. Кроме того, ремдесивир вводится инъекцией, и делается это в течение нескольких дней.
В отличие от него, дексаметазон широко распространен и лежит на полках во всех аптеках мира. Кроме того, это таблетка, что особенно выгодно, так как число заболеваний коронавирусом продолжает увеличиваться в тех странах, где доступ к системе здравоохранения ограничен. «Менее чем за 50 фунтов стерлингов можно вылечить восемь пациентов и спасти одну жизнь», — говорит эпидемиолог из Оксфордского университета Мартин Ландрэй (Martin Landray), также принимавший участие в исследовании.
Результаты испытаний могут также иметь серьезные последствия для лечения других тяжелых респираторных заболеваний, отмечает Бейли. Например, лечение стероидами острого респираторного дистресс-синдрома также вызывает большие сомнения. «Но у нас появляются веские основания пристальнее присмотреться к этому, потому что здесь налицо преимущества в плане снижения смертности, — говорит Бейли. — Я думаю, это принесет пользу не только больным covid-19».