Лондон/Монровия / Кигали — Ни одна страна не избежала воздействия covid-19. Но некоторые — самые «хрупкие государства» мира — сталкиваются с особенно сложным комплексом проблем. До наступления пандемии Йемен, Судан, Гаити, Сьерра-Леоне, Мьянма, Афганистан, Венесуэла и другие пытающиеся преодолеть кризис страны уже были охвачены бедностью, конфликтами, коррупцией и неэффективным управлением. Теперь, в силу этих факторов, они оказались особенно плохо подготовленными для борьбы с кризисом covid-19.
Хрупким государствам не хватает именно того, что необходимо любой стране, чтобы противостоять пандемии: правительства, обладающего институциональными возможностями для разработки и реализации всеобъемлющего плана действий, эффективной полиции для обеспечения соблюдения правил, социальных программ для доставки денег и предметов снабжения, а также служб здравоохранения для оказания медицинской помощи зараженным.
Отсутствие государственного потенциала сразу же становится очевидным в сфере общественного здравоохранения. В то время как в Европе на миллион человек 4 тысячи коек для интенсивной терапии, во многих частях Африки их всего пять на миллион. В Мали всего три ИВЛ на всю страну.
Эффективные ответные меры также требуют доверия к правительству. Но, помимо ограниченных возможностей, правительствам большинства хрупких государств не хватает народной легитимности. В странах, восстанавливающихся после конфликта или раздираемых коррупцией, большинство людей не захотят следовать даже за таким правительством, которое подтверждает свою способность к управлению.
Сильный частный сектор также является необходимым компонентом эффективных, устойчивых государств. Люди должны иметь возможность работать, чтобы содержать свои семьи, а правительства должны получать налоговые поступления, чтобы помочь тем, кто не может себя обеспечить. Тем не менее, в хрупких государствах обычно отсутствует формальная экономика, посредством которой можно было бы удовлетворить эти потребности.
В начале кризиса еще была надежда на то, что некоторым хрупким государствам удастся избежать худшего воздействия covid-19 на здоровье населения — благодаря своей молодости и изоляции. Но, с нашей точки зрения, как сопредседателей нового Совета по хрупкости государства, это не так. В последние недели в Судане, Южном Судане, Сомали и Йемене показатели заболеваемости и смертности были выше, чем в более развитых странах, которые первыми оказались под ударом коронавируса.
Что еще хуже, экономические последствия пандемии, безусловно, сильнее скажутся на нестабильных государствах не только из-за внутренних локдаунов, но и из-за того, что происходит за рубежом. Значительно сократилась торговля с такими странами, как Китай, упали доходы от денежных переводов, резко упали цены на сырьевые товары и доходы от нефти, и так же резко вырос дефицит. Поскольку для обеспечения себя продовольствием хрупкие государства главным образом полагаются на импорт, в настоящее время все чаще речь заходит о «недоедании» и даже «голоде».
К настоящему времени мы уже должны знать, что проблемы бедных стран, как правило, становятся мировыми проблемами, будь то в форме массовой миграции, организованной преступности, терроризма или экономических последствий. Учитывая, что к 2030 году половина бедных людей в мире будет жить в хрупких государствах, эти проблемы будут только обостряться.
Вот почему Совет по Хрупкости Государства сделал своим главным приоритетом внимание к уникальным вызовам, с которыми сталкиваются эти страны. В состав Совета входят бывшие мировые лидеры, министры, дипломаты, бизнесмены, ученые и руководители организаций, занимающихся вопросами развития. Он объединит передовые исследования с глубокими политическими знаниями, чтобы влиять на глобальные и национальные директивные органы, которые будут определять, как хрупкие государства справляются с этим кризисом, и решать их более широкие и глубокие проблемы.
Децентрализация, адаптивность и разумное использование данных будет иметь ключевое значение. Например, имеется достаточно доказательств того, что «разумное сдерживание» локальных вспышек зачастую более целесообразно, чем общенациональные локдауны. В хрупких государствах такой подход может оказаться критическим. Но мы должны действовать быстро, прежде чем на Западе закончится острая фаза пандемии, и чувство неотложности там ослабнет.
Мы предлагаем пять рекомендаций. Во-первых, социальная защита должна быть простой и быстрой. Иногда это будет означать универсальное право, а не прицельный подход. Сети мобильной связи следует использовать для сбора фактических данных о текущих потребностях и для распределения небольших регулярных (хотя и ограниченных во времени) платежей.
Во-вторых, следует поощрять увеличение внутреннего производства продуктов питания. В Сьерра-Леоне, например, раньше выращивали рис, но в последние десятилетия страна становится все более зависимой от импорта. В целом же Африка обладает 60% неиспользуемой пахотной земли в мире. Усилия по производству основных культур на местном уровне могут и должны быть быстро и существенно расширены.
В-третьих, всякий раз, когда вакцина становится доступной, международное сообщество должно следить за тем, чтобы более хрупкие страны не были вытеснены с рынка более богатыми странами. Когда угрозой является заразный патоген, ни одна страна не будет в безопасности. Мы должны поощрять и ускорять производство нескольких вакцин для обеспечения быстрого и широкого распространения.
В-четвертых, предприятиям хрупких государств необходима прямая поддержка. Исходя из опыта лучших финансовых институтов развития, небольшие компании в более бедных странах часто упускаются из виду и, как правило, страдают от неблагоприятных последствий более широких целей и правил — поскольку проще достичь цели, вкладывая средства в крупные проекты в больших странах. Но именно эти небольшие предприятия заслуживают больших инвестиций.
Наконец, G20 должна сделать больше для поддержки хрупких государств с крупной задолженностью, которые вынуждены выбирать между выплатой своим иностранным кредиторам и спасением своего народа. Только в этом году, страны, получающие двустороннюю помощь в целях развития, должны выплатить государственным и частным кредиторам около 40 миллиардов долларов.
Чтобы предотвратить этот фискальный удар, мы призываем всех членов «Большой двадцатки» ввести мораторий на долговые обязательства не только до следующего года, но и на время кризиса. Более того, крайне важно, чтобы чрезвычайный фонд для поддержки усилий по ограничению covid-19 и смягчению его экономического воздействия обеспечивал все хрупкие государства, включая страны, которые, как правило, не имеют права на получение финансирования от Всемирного банка или Международного валютного фонда.
Covid-19 углубит раны, существующие во всех хрупких государствах мира. Но при помощи быстрых глобальных действий мы можем смягчить наихудшие последствия пандемии. Если у нас и есть уроки, которые мы извлекли из этого кризиса, так это то, что если мы сможем двигаться быстрее чем вирус, то человеческие жизни и средства к существованию будут спасены.
Дэвид Кэмерон — бывший премьер-министр Соединенного Королевства.
Эллен Джонсон-Серлиф — лауреат Нобелевской премии мира, бывший президент Либерии.
Дональд П. Каберука — бывший президент Африканского банка развития, является Специальным посланником Фонда Мира Африканского Союза.