В России начинается досрочное голосование по поправкам в Конституцию, которое продлится до 1 июля. В рамках кампании, предваряющей конституционный референдум, Владимир Путин дал интервью российскому телеканалу. Прозвучавшие в этом выступлении слова некоторые сочли угрозой в очередной раз начать передвигать границы.
Поправки в конституцию, которые должны быть утверждены на референдуме, позволят Владимиру Путину снова баллотироваться на президентский пост и занимать его до 2036 года. Другие важные нововведения — это запрет на обладание гражданством (видом на жительство) другого государства для премьера, министров, губернаторов, сенаторов и членов Государственной Думы.
При помощи него из политической жизни удастся исключить всех тех оппозиционеров, которые, опасаясь за свою безопасность, уехали из России и, чтобы на законных основаниях находиться за границей (чаще всего в Великобритании и Швейцарии), получали там вид на жительство. Более того, кандидаты на президентский пост будут должны проживать в России последние 25, а не, как это было до сих пор, 10 лет, при этом другое гражданство или вид на жительство иностранного государства им будет запрещено иметь не только на момент выборов, но и когда-либо в прошлом.
Безнаказанность неизвестных злоумышленников
Обращает на себя внимание также то, что российский Конституционный суд получит право решать, какие вердикты международных судебных органов будут в России учитывать, а какие нет. На практике это означает выход РФ из-под юрисдикции международных трибуналов, то есть убийцы, которых Москва посылает за границу ликвидировать политических противников Кремля, останутся безнаказанными.
Вахабизация России
Знаменательно также то, что поправки закрепят в конституции понятие брака как союза мужчины и женщины и возложат на государство задачу защищать традиционные семейные ценности. Российские СМИ уже несколько недель ведут истеричную кампанию против ЛГБТ. В контексте того, что образ жизни российских элит далек от традиционного (для их представителей иметь любовниц — уже практически норма), это свидетельствует о своего рода вахабизации России. Истеблишмент заключает союз с Церковью, который, точно так же как в Саудовской Аравии, строится на том, что иерархи взамен за идеологические уступки поддерживают власть, не задавая вопросов по поводу уровня жизни или прав человека, а власть взамен за поддержку иерархов отдает им то, что интересует ее меньше всего.
Коронавирус все испортил
Конституционный референдум планировалось провести в апреле, но из-за пандемии коронавируса его перенесли на 1 июля. Вот уже примерно месяц в российских СМИ идет массированная пропагандистская кампания, нацеленная прежде всего на повышение явки. Сам результат голосования исправить относительно легко, но заявить о повышенном интересе к референдуму не получится, если избирательные участки, особенно в больших городах, будут пустовать.
Парад
Стремясь повысить явку, российские власти прилагают все усилия к созданию патриотической атмосферы. В том числе по этой причине за неделю до референдума прошел перенесенный из-за коронавируса Парад Победы. Дата была выбрана не случайно. Обычно парады в Москве устраивают 9 мая в годовщину капитуляции Германии, но первый знаменитый парад 1945 года проходил именно 24 июня. Победа во Второй мировой войне — это для России самый главный праздник и, пожалуй, единственная настоящая святыня, которая сплачивает общество вокруг власти и президента. То, что референдум пройдет спустя неделю после парада, вполне закономерно.
Кампания в СМИ
Элементом пропагандистской кампании стали также выдержанные в идолопоклоннической тональности программы на российских телеканалах, в которых Владимира Путина изображали национальным героем. Первый канал показал посвященный президенту часовой агиографический документальный фильм. Любопытно, что лента была готова уже в конце февраля, но показ отложили, чтобы пустить ее в эфир накануне референдума. В изначальной версии о пандемии еще не говорилось, поэтому фильм дополнили коротким интервью с Путиным.
Крым?
В этом интервью российский президент заявляет, в частности, что если некоторые союзные республики во время существования СССР получили исконно русские земли, то уходить из него им следовало с тем, с чем они пришли. Некоторые польские комментаторы увидели в этой фразе завуалированную угрозу в адрес всех постсоветских государств, в том числе Белоруссии. На самом деле показанный четырехминутный отрывок беседы с Путиным — это примерно половина всего интервью, полную версию расшифровки которого опубликовали на сайте главного выпуска российских телевизионных новостей.
В первой части (которую не показывали по телевидению) Путин говорил о Крыме, подчеркивая, что тот всегда был частью России. Во фрагменте, который спровоцировал волну обсуждений, президент, судя по всему, возвращается к предыдущей обсуждавшейся теме, так что вызвавшее в Польше обеспокоенность высказывание касается, как можно предположить, исключительно Крыма, а опасения, что Путин имел в виду также, например, Белоруссию, преувеличены.
Это, разумеется, не меняет того факта, что Россия, если это будет соответствовать ее интересам, без колебаний выдвинет любые территориальные претензии к любому государству под любым предлогом. К сожалению, именно поэтому Владимир Путин пользуется до сих пор поддержкой россиян.