Москва — В Москве в среду индийские и китайские военнослужащие приняли участи в российском военном параде в честь Дня Победы, — это можно считать редким событием в период растущей напряженности между этими азиатскими соседями, причиной которой является продолжающийся уже несколько десятилетий пограничный конфликт.
В присутствии российского президента Владимира Путина, наблюдавшего за происходящим неподалеку от кремлевской стены, контингент из представителей трех видов Вооруженных сил Индии промаршировал на Красной площади. Через несколько минут почетный караул Народно-освободительной армии Китая прошел парадным строем по той же площади.
Участие в одном и том же параде индийских и китайских солдат произошло спустя всего неделю после кровавого столкновения на границе между этими странами в регионе Ладакх в Гималаях.
И министр обороны Индии Ражнатх Сингх, и его китайский визави Вэй Фэнхэ присутствовали на этом параде. Хотя китайские государственные средства массовой информации сообщили, что встреча этих двух министров в Москве «весьма вероятна», Министерство обороны Индии в среду опровергло это заявление.
«Этот парад представляет собой редкий пример того, что Россия является важным международным игроком, поскольку и для Китая, и для Индии важно продемонстрировать символическую солидарность с Москвой», — подчеркнул Федор Лукьянов, глава Совета по внешней и оборонной политике — исследовательской группы, консультирующей российское правительство.
«Хотя у Москвы не так много конкретных способов повлиять на сложившуюся ситуацию [в отношениях между Индией и Китаем], Россия одним своим присутствием в Евразии определяет слишком много, чтобы ее можно было игнорировать. Символический жест со стороны Пекина и Нью-Дели это подтверждает», — добавил он.
Это торжественное и пышное мероприятие прошло уже после столкновения на прошлой неделе в долине реки Галван между индийскими и китайскими военнослужащими, в ходе которого использовались деревянные палки, камни и кулаки. В результате этого инцидента, произошедшего 15 июня, несколько человек были убиты, и это первые жертвы пограничного конфликта между индийскими и китайскими вооруженными силами с 1975 года.
По данным индийских военных, 20 индийских солдат погибли в ходе этого столкновения. Министерство иностранных дел Китая подтвердило наличие жертв в том сражении, однако точное их количество со своей стороны не назвало. Обе стороны уже договорились о перемирии.
Подобная конфронтация поставила в сложное положение Россию, которая в последние годы пытается добиться расположения и Индии, и Китая. Китай является крупнейшим торговым партером России, торговый оборот Москвы и Пекина превысил в прошлом году 110 миллиардов долларов. Индия, с другой стороны, является крупнейшим покупателем российского оружия, а недавно заявила о намерении инвестировать миллиард долларов в российский Дальний Восток.
«Любой конфликт между Индией и Китаем является весьма неприятным для России, поскольку Москва сделала ставку на то, чтобы ее близкие стратегические партнеры как можно больше доверяли друг другу», — сказал Алексей Куприянов (Alexey Kupriyanov), старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Академии наук России.
По словам Куприянова, несмотря на предпринимаемые Путиным в последние годы попытки представить Россию как глобального специалиста по достижению договоренностей, российский президент проявляет значительно больше осторожности в качестве посредника для Индии и Китая, чем в ходе конфликтов в Сирии, Ливии или Венесуэле, в которых Москва играет более значительную роль.
«Существует потребность в российском посредничестве в странах, которые наполовину разрушены, потому что обе стороны не могут заключить сделку друг с другом, или потому, что одна из сторон считает себя намного слабее другой, — отметил он. — Однако в данном случае мы имеем дело с двумя ядерными державами, которые в течение нескольких десятилетий накопили опыт, позволяющий им самим разрешать пограничные конфликты. Хотя мы и хотим помочь, но понимаем, что ни одна из сторон не заинтересована в появлении третьего игрока».
В последние недели, когда напряженность в отношениях между Индией и Китаем увеличилась, высокопоставленные российские чиновники неоднократно подчеркивали, что у Москвы нет планов в отношении посреднической миссии в ходе этого конфликта или поддержки одной из сторон.
«У нас нет никаких намерений по поводу вмешательства в вопросы, связанные с Индией и Китаем, поскольку они сами способны во всем разобраться, без привлечения третьей стороны», — подчеркнул российский министр иностранных дел Сергей Лавров во вторник в ходе видеоконференции со своим индийским и китайским коллегами.
На прошлой неделе официальный представитель Кремля Дмитрий Песков заявил, что Россия считает поступающие сообщения о столкновениях между вооруженными силами Индии и Китая «очень тревожными», однако Москва уверена в том, что «эти две страны в состоянии сами предпринять необходимые шаги, чтобы подобная ситуация не повторялась в дальнейшем, и чтобы в регионе была предсказуемость и стабильность».
Вместе с тем Россия обнаружила, что не так легко полностью оставаться в стороне от конфликта между двумя своими близкими партнерами. После инцидента в долине Галван Индия объявила о намерении приобрести у России 33 новых истребителя Су-30 и МиГ-29. Кроме того, Индия попросила Москву ускорить поставку первой партии зенитно-ракетных комплексов С-400, которая в настоящее время запланирована на декабрь 2021 года. Обе страны подписали контракт на сумму 5,2 миллиарда долларов по поводу С-400 еще в октябре 2018 года.
Контролируемые Пекином государственные средства массовой информации уже начали кампанию, направленную на то, чтобы настроить российское общественное мнение против этого шага. В популярной группе в «Фейсбуке», участниками которой являются российские эксперты по Азии, китайская государственная газета «Жэньминь жибао» разместила пост, в котором говорится о том, что передача этих вооружений Индии лишь увеличит напряженность в регионе.
«Как говорят эксперты, если Россия хочет смягчить сердца китайцев и индийцев, то лучше будет не поставлять вооружения Индии в такой чувствительный момент, — подчеркивает китайская газета. — Эти две азиатские державы являются очень близкими стратегическими партнерами России».