Согласно майскому вышеупомянутому документу экономика начала подавать некоторые признаки оживления. Кризис еще не пройден и Киев не спешит рапортовать, но пытается обнадежить радужными перспективами. По словам заместителя главы НБУ Дмитрия Сологуба в мае несколько улучшилась ситуация в промышленности и розничной торговле, однако об окончании кризиса говорить пока не приходится. «Я не буду оптимистично говорить, что экономика прошла дно кризиса и т.д. Нет. Но мы все-таки видим улучшение незначительное», — сказал чиновник. В то же время, согласно оценкам нацбанка серьезно пострадали многие важнейшие отрасли, среди которых сфера услуг, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, строительство и транспортная отрасль. Правда нацбанк не называет конкретных имен виновников, да это было-бы и не этично в существующей реальности.
Как отмечается в докладе, виной всему сокращение мирового спроса, которое ухудшило положение металлургических предприятий, большинство из которых были убыточными уже по итогам 2019 года и без коронавирусного кризиса. Кроме того, из-за снижения инвестиционного спроса существенно сократился выпуск машиностроительной продукции.
Машиностроение так и не восстановилось после обвала 2014 — 2016 годов, поэтому в отрасли намечается наибольшее количество дефолтов.
Стоит уточнить, что незначительные «улучшения» в промышленности, которые отмечают в нацбанке, — воистину очень уж незначительные, с точностью до наоборот. По итогам мая 2020 года относительно мая 2019 года промышленное производство обвалилось на 12,2%. В чем улучшение? А улучшения заключаются в том, что в апреле промышленность в годовом выражении упала на целых 16,2%, что выставляет майские итоги в лучшем свете. Возможно, все могло быть гораздо хуже и украинские власти ожидали падения выше 20%. Но и от текущих «успехов» Киеву не сильно легче. Характерно, что сильнее всего упала перерабатывающая промышленность. Там в мае 2020 года к маю 2019 года обвал достиг 15,6%, в добывающей промышленности и разработке карьеров — 8,9%, в снабжении электроэнергией, газом — 1,9%.
В центре падения украинской переработки оказалась металлургия — одна из ключевых отраслей экономики. В частности, в мае 2020 года по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года предприятия отрасли сократили производство стали на 10,3% — до 1,64 млн. тонн. В химической промышленности ситуация схожая — например, на 14% сократилось производство минеральных удобрений. В машиностроении местами особенно тяжелая обстановка: производство грузовых вагонов в январе-мае упало на 72,4%. В целом о масштабах кризиса красноречиво говорит показатель грузовых перевозок, который в январе-мае 2020 года просел на 16,5% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Наконец, тяжкое положение в экономике подтверждается свежими данными Государственной службы занятости Украины. На сегодняшний день количество безработных в стране составляет 516 тысяч человек, что на 76% больше, чем в июне прошлого года. И это только официальные оценки, которые не учитывают сотни тысяч разнорабочих, вернувшихся из Европы в связи с пандемией.
Вопреки негативным ожиданиям, пока не так плохи дела во внешней торговле. За первые пять месяцев года суммарный оборот внешней торговли просел на 11%, сократившись с 44,3 до 39,9 миллиарда долларов. При этом экспорт сократился только на 6,6% — с 21 до 19,6 миллиарда долларов. А вот импорт упал на 13%, с 23,3 миллиарда долларов до 20,3 миллиарда долларов. Дефицит внешней торговли за этот период сократился с 2,3 до 0,7 миллиарда долларов, что весьма на руку властям на фоне хронической нехватки валюты. Движущей силой падения импорта явилось снижение цен на нефть, газ, бензин и уголь. Но вместе с этим падение импорта отражает и плачевную ситуацию с производством. К примеру, импорт коксующихся углей в январе-мае снизился на 24%, что является прямым следствием рецессии в металлургии.
Сильно обвалиться экспорту не позволили поставки аграрной продукции и железной руды, но вопреки реальному положению дел, правительство прикрыло глаза на этот факт и решило «поправить» ситуацию введением налогов и рент на железнорудную продукцию. А почему-бы и нет, если отрасль приносит доход и приток валюты в страну? Что-то подобное ожидается и для аграрного сектора. «Учитывая» критику и предупреждение о грядущем кризисе в сфере продовольствия, правительство дало зеленый свет экспорту масла и зерновых, несмотря на вопросы продовольственной безопасности, которые в этом году особенно актуальны. В итоге, за сезон 2019-2020 Украина поставила очередной рекорд по экспорту зерна, отправив на внешние рынки 52,73 млн. тонн пшеницы, кукурузы и ячменя, что почти на 3 миллиона тонн больше, чем в прошлый сезон. А железорудный экспортный бум связан с тем, что Китай во время пандемии не только не останавливал свою сталелитейную промышленность, но еще и нарастил импорт руд, увеличивая выпуск металлургической продукции.
В целом, ситуация в экономике довольно шаткая. Во втором полугодии неизбежно проявятся все негативные эффекты, которые пока запаздывают. Ситуация в металлургии может ухудшиться, потому что Евросоюз готовится применить протекционистские меры, чтобы поддержать местные предприятия. На рынке железной руды бум сменится застоем, потому что Китай уже форсировал отрасль на полгода вперед. А зерно — фактически продано и уже не поддержит украинскую экономику в оставшиеся месяцы года.
Второе полугодие расставит все точки. Если отрицательные факторы проявятся в полной мере, то разговоры об «оживлении» так и останутся рассказами, а мы столкнемся с жестокой действительностью.