Россия снова сделала то, что у нее получается лучше всего, — продемонстрировала силу и мощь. Свыше 13 тысяч солдат промаршировали по Красной площади. На параде в честь 75-летия победы над гитлеровской Германией поставлен новый рекорд по количеству военной техники: 234 единицы техники проехали мимо трибун.
Президент Владимир Путин говорил о «мирной миссии россиян». После аннексии Крыма и вмешательства в конфликт в Донбассе для соседей России это звучит словно насмешка. При этом ежегодный вывод танков на Красную площадь уже стал привычной картиной, пусть даже в этом году военный парад из-за коронавируса прошел не 9 мая, а только 24 июня — в день, когда в 1945 году Иосиф Сталин принял первый Парад победы.
Помпезное военное мероприятие — это не только сигнал внешнему миру. Оно помогает Путину создать нужный настрой в обществе перед предстоящим голосованием по поправкам в Конституцию. Точнее — перед нарушением Конституции.
В начале года Путин запустил процесс внесения изменений — якобы чтобы лучше сбалансировать структуру российской власти. Но в действительности его цель — обойти ограничение количества президентских сроков, которое вынудило бы его уйти с поста президента в 2024 году. Обоснование, озвученное Путиным, звучит архаично: так чиновники будут работать, а не рыскать в поисках возможного преемника, сказал он. Судя по этой мысли, демократия основательно отвлекает от работы, ведь там регулярно происходит смена руководства.
При этом внешне Кремль продолжает играть в демократию. Изменение Конституции в принципе уже вступило в силу. Несмотря на это, россиянам еще предстоит проголосовать. Вдогонку — чтобы повысить легитимность.
Либеральный курс давно в прошлом
Звучат привычные предвыборные обещания. Путин в начале недели обратился к россиянам, выступая в роли гаранта социальной политики. Он предложил
гражданам новое прочтение политики своих первых лет у власти: благосостояние в обмен на политическую незрелость.
Вместе с тем Путин объявил о повышении налогов на доходы для лиц, зарабатывающих свыше 64 тысячи евро в год, и это должно лишь повысить его популярность. В конце концов, Россия — страна с самым высоким социальным неравенством в Европе, и доходы в 64 тысячи в год большинству кажутся недостижимой роскошью. Кремль хочет таким образом получить желаемую поддержку на референдуме, а Путин закрепит за собой еще 12 лет у власти.
Для экономики это, несмотря на обещания IT-компаниям, не лучшая новость. Олигархов 1990-х годов глава Кремля заменил своими доверенными лицами. Международных инвесторов отпугивают такие скандалы, как сомнительное задержание и отчуждение имущества давнего инвестора Майкла Калви.
Либеральный курс первых лет у власти Путин давно завершил. 67-летний президент снова и снова обещает снизить зависимость страны от сырья. Но недавний нефтяной кризис в очередной раз показал, как сильно Россия все еще зависит от доходов нефтяного сектора.
У России большой потенциал
Однако это не значит, что Германия и немецкая экономика должны отвернуться от России. Конечно, страна все еще предоставляет широкие возможности: там есть огромный рынок, и образование в математико-технической области по-прежнему хорошее, несмотря на продолжающееся интеллектуальное кровопускание за счет оттока кадров.
Но инвесторы в России должны быть готовы к тому, что в кризисные времена экономические колебания там сильнее, чем в крепких рыночных экономиках. Немецкие компании в прошедшие годы уже доказали, что способны вести бизнес и в таких обстоятельствах.
Но следует учитывать и политические риски. Ясно, что Путин и в будущем намерен скорее работать над восстановлением статуса военной сверхдержавы, чем над восстановлением экономики.
Как сосед Россия остается неудобной. Берлин должен быть готов к этому. Потребуется терпение. Но, несмотря на многочисленные спады, с точки зрения истории немецко-российские отношения — это история успеха.