Согласно информации, полученной в том числе в ходе допросов захваченных в плен боевиков за последние несколько месяцев, те вознаграждения, которые Россия предложила связанным с «Талибаном» (террористическая организация, запрещенная в РФ — прим. ред.) боевикам, обернулись гибелью нескольких американских военнослужащих.
По словам нескольких осведомленных источников, пока неизвестно, сколько именно военнослужащих Соединенных Штатов или других стран международной коалиции были убиты или подверглись атакам в рамках этой «программы вознаграждений». В 2018 году в результате обстрелов и разрывов самодельных бомб в Афганистане погибло 10 американских военнослужащих, а в 2019 году — 16. В 2020 году было убито двое американских военнослужащих. За эти три года несколько военнослужащих погибли в результате атак со стороны сил, считающихся нейтральными, то есть со стороны афганских служб безопасности, в которые талибам время от времени удается внедриться.
По словам источников, информация о якобы предложенных вознаграждениях была передана наверх американскими силами специального назначения, базирующимися в Афганистане, и в конце марта в Белом доме прошло закрытое совещание, на котором обсуждался этот вопрос.
Это совещание породило более широкие дискуссии о возможных вариантах реакции на действия России — от отправки жалоб и предупреждений по дипломатическим каналам до введения новых санкций, о чем сообщили два источника. Эти и другие источники согласились дать интервью на условиях анонимности.
По словам одного высокопоставленного чиновника американской администрации, эти тревожные данные разведки — которые ЦРУ проверило и подтвердило, — породили разногласия по адекватному плану дальнейших действий. Специальный посланник администрации Трампа по Афганистану Залмай Халилзад (Zalmay Khalilzad) считает, что России необходимо дать прямой ответ, тогда как некоторые чиновники Совета национальной безопасности, отвечающие за Россию, выступили против немедленного принятия мер.
Пока остается неясным, к какому решению привели все эти дискуссии. Проверка достоверности подобных разведданных — это процесс, который может занять несколько недель и в котором обычно участвуют ЦРУ и Агентство национальной безопасности, перехватывающее иностранные коммуникации. Разработкой окончательных вариантов ответных действий займется советник Трампа по вопросам национальной безопасности Роберт О'Брайен (Robert C. O'Brien).
По словам источников, на то, чтобы ЦРУ смогло провести оценку ситуации, потребовалось некоторое время, и этот процесс совпал по времени со свертыванием и замедлением работы целого ряда правительственных ведомств на фоне стремительного распространения коронавируса.
В ответ на просьбу прокомментировать ситуацию руководитель пресс-службы Совета национальной безопасности США Джон Эллиот (John Ullyot) заявил, что «оценка достоверности лежащих в основе утверждений продолжается». ЦРУ, Министерство обороны США и Госдепартамент США отказались прокомментировать ситуацию. Россия и представители «Талибана» отрицают существование этой программы вознаграждений.
В конце прошлой недели американская сторона передала эти выводы разведки Великобритании, чьи силы тоже входят в состав международной коалиции НАТО в Афганистане. Однако правительства других стран-членов коалиции не были формально проинформированы об этом. Газета The New York Times первой сообщила о существовании программы вознаграждений вечером в пятницу, 26 июня.
Между тем по мере появления новых подробностей в центре споров, развернувшихся в Вашингтоне в минувшие выходные, оказались заявления президента Трампа и его помощников о том, что президента никто ранее не информировал об этих выводах разведки.
В воскресенье, 28 июня, Трамп подтвердил заявления директора Национальной разведки Джона Рэтклиффа (John Ratcliffe) и пресс-секретаря Белого дома о том, что президента никто не проинформировал о выводах американской разведки. А в своих твитах Трамп вообще написал о том, что это были «фейковые новости».
«Ни меня, ни [вице-президента] Пенса, ни главу аппарата Белого дома [Марка Мидоуза (Mark Meadows)] не проинформировали о так называемых атаках со стороны русских на наших военнослужащих в Афганистане, о которых сообщили некие „анонимные источники‟ в фейковых новостях… Все это отрицают, и нападений на нас было не много», — написал президент в твиттере, добавив, что «никто не относился к России жестче, чем администрация Трампа».
Однако по комментариям Трампа в твиттере было довольно трудно понять, отрицала ли его администрация само существование этих выводов разведки, или она отрицала то, что ее о них проинформировали. Ричард Гренелл (Richard Grenell), который временно исполнял обязанности директора Национальной разведки вплоть до мая, написал в твиттере: «Я никогда об этом не слышал. То, как вы продолжаете политизировать разведку, просто отвратительно».
В воскресенье, 28 июня, спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси (Nancy Pelosi) вместе с другими конгрессменами, включая нескольких ведущих республиканцев, выразила тревогу и призвала администрацию Трампа предоставить конгрессу объяснения.
«Ситуация — хуже не бывает, но президент не хочет открыто обратиться к русским с этим вопросом и отрицает, что его об этом проинформировали», — сказала Пелоси в интервью ABC News.
«Он хочет проигнорировать это, — продолжила она. — Он хочет вернуть их [Россию] в Большую восьмерку, несмотря на аннексию Крыма и вторжение на Украину, несмотря на то, что они сделали в Сирии, несмотря на вмешательство в наши выборы, которое было задокументировано нашим разведывательным сообществом, и несмотря на эти новые данные, о которых нас следовало уведомить».
Председатель юридического комитета Сената Линдси Грэм (Lindsey O. Graham), союзник Трампа, с которым президент в воскресенье играл в гольф, написал в твиттере: «Я рассчитываю на то, что администрация Трампа серьезно отнесется к этой информации и немедленно проинформирует конгресс о степени достоверности этих сообщений в прессе».
В своем втором твите Грэм подчеркнул, что «конгресс обязан тщательно изучить» информацию о том, что Россия предложила «заплатить Талибану* (здесь и далее — запрещенная в России организация — прим. ред.) за убийство американских солдат, чтобы вытеснить Америку из этого региона».
28 июня член Палаты представителей Лиз Чейни (Liz Cheney), одна из наиболее влиятельных республиканцев в палате, написала в твиттере, что, если сообщения о предложенных Россией вознаграждениях «правдивы, Белый дом должен объяснить», почему президента не проинформировали об этом, кто об этом узнал и когда, а также «какие меры были приняты для зашиты наших сил и для привлечения Путина к ответственности».
Третий источник, знакомый с ситуацией, сказал: «Не думаю, что кто-то что-то утаил или допустил промах, не сообщив все президенту вовремя». По его словам, пока не будет полной уверенности в достоверности разведданных и пока Совет национальной безопасности не подготовит варианты действий, никто не пойдет в Овальный кабинет.
Поэтому, по словам этого источника, вопрос не в том, когда именно об этом сообщили президенту, а в том, что «теперь, когда вам все известно, что вы собираетесь делать по этому поводу? Вот на чем нужно сконцентрироваться».
В течение последних нескольких лет регулярно поступали сообщения о том, что Россия снабжает «Талибан» стрелковым оружием. Картер Малкасян (Carter Malkasian), который был старшим советником председателя Объединенного комитета начальников штабов генерала Джозефа Данфорда (Joseph F. Dunford), сказал, что Россия культивировала отношения с определенными элементами «Талибана» — в основном на севере Афганистана — начиная примерно с 2015 года. Отчасти это объяснялось тревогой Москвы по поводу той угрозы, которая исходила от «Исламского государства» (террористическая организация, запрещенная в РФ — прим. ред.), а также стремлением России вытеснить американских военных из этого региона.
Не так давно американские чиновники заявили, что Россия, которая попыталась начать свой собственный процесс мирного урегулирования в Афганистане, но потерпела неудачу, — сотрудничала и оказывала помощь после того, как «Талибан» подписал мирное соглашение с администрацией ранее в этом году.
Малкасян, который сейчас работает в Совете национальной безопасности, считает, что, если операция по выплате вознаграждений действительно проводилась, то скорее всего она представляла собой «случайную» инициативу, а вовсе не хорошо скоординированную программу, за которой могли бы стоять верхние эшелоны российского правительства.
По его словам, Россия, конечно, хочет, чтобы американские войска покинули Афганистан, но не любой ценой.
«Они хотят, чтобы мы ушли, и, возможно, они даже были бы рады, если бы в Афганистане погибло несколько американцев, но я не думаю, что они хотят, чтобы контроль в стране захватил Талибан», — пояснил он.