Украина вот уже более шести лет страдает от российской агрессии, в результате которой Крым оказался оккупированным и аннексированным Москвой, а регионом Донбасса, расположенным на востоке страны, сегодня правят промосковские сторонники отделения. В документальном фильме «Россия. Кремль. Путин», показанном по телевидению 21 июня, российский президент Владимир Путин заявил, что некоторые бывшие советские республики получили «российские исторические территории» после распада Советского Союза в 1991 году. «Когда был образован Советский Союз, — подчеркнул он, — право выхода из Союза было записано в договоре, однако процедура не была определена». Многие опасаются того, что за этой фразой скрываются планы Кремля по новому захвату территорий, объектами которого может стать Украина, а также Казахстан, Белоруссия, государства Балтии.
Путин имеет рекордно низкий уровень популярности всего за неделю до 1 июля, когда будет проходить конституционный референдум, по результатам которого он сможет оставаться у власти до 2036 года. Когда в предыдущий раз отмечался такой же низкий уровень популярности российского президента, Путин аннексировал Крым. В результате его популярность резко взлетела вверх. И в Москве, и в Киеве отмечается беспокойство по поводу того, что возможно готовится новая территориальная авантюра или какая-то геополитическая агрессия.
Традиционно такого рода напряженность была связана с вопросом о поставках на Украину российского природного газа, однако его продажа Киеву была прекращена в 2015 году. Украина все еще зависит от транзита российского газа, и получаемые ею доходы от этого составляют 3% ВВП, однако отказ от импорта газа у своего восточного соседа стал позитивным шагом для энергетической безопасности Украины. Но по мере того, как Украина пытается сократить свою зависимость от России, появляется призрак «зависимости от электроэнергии». Из-за стареющей энергетической инфраструктуры и повышения спроса администрация президента Зеленского еще в октябре 2019 года приступила к импорту дешевой электроэнергии из России. В мае 2020 года правительство Украины, судя по всему, осознало политические и экономические последствия такого решения. Самые близкие союзники Украины — Польша и страны Балтии — также твердо выступают против закупок Украиной электричества в России и Белоруссии. В результате Украины отказалась от импорта электроэнергии, и это решение очень похоже на то, как она пять лет назад отказалась от импорта российского природного газа.
Одной из важных вех в области европейской интеграции Украины станет запланированное на 2022 год отключение украинской энергетической системы от российских электрических сетей и включение ее в европейскую энергетическую систему в 2025 году. Вместе с тем одним важным препятствием на этом пути является моральный износ стареющих украинских энергетических сетей, созданных еще в советскую эпоху.
По данным украинских экспертов, потребуется примерно 17,5 миллиарда долларов в виде инвестиций только для того, чтобы довести существующие распределительные сети до современных стандартов. Технические проблемы, связанные с надежным обеспечением электроэнергией домовладений и бизнеса, а также с установкой умных электрических счетчиков, вероятно, будут решены с помощью международного сотрудничества и дополнительных финансовых заимствований.
Иcпользуемая обычно в этих целях тарифная методология под названием Cистема долгосрочного тарифного регулирования (Regulatory Asset Base, RAB) в течение нескольких лет широко обсуждалась на Украине, но с ограниченным успехом. Суть методологии состоит в том, что владельцы сетевой инфраструктуры получают определенный ежегодный доход, который рассчитывается как процент от стоимости конкретного актива. Часть этих средство возвращается для проведения модернизации сетей.
Однако препятствие на пути к введению этой методологии, как и для многих других реформ в энергетическом секторе Украины, состоит в том, что электроэнергия на Украине все еще рассматривается не как товар, произведенный в условиях свободного рынка, а как «основной общественный товар» (basic public good). Подобный подход является ошибочным и вводящим в заблуждение наследием СССР. Подход к тарифам на основе принципов Cистемы долгосрочного тарифного регулирования обеспечивает надежный возврат средств и получение дохода для инвестирования, и этих средств энергетическим и распределительным компаниям достаточно для того, чтобы обслуживать взятые кредиты и получать прибыль.
Компании, финансово стимулируемые тарифами на основе Cистемы долгосрочного тарифного регулирования, содействуют затем обслуживанию и модернизации электрических сетей, и в конечном итоге обеспечивают частным и корпоративным потребителям надежную поставку электроэнергии по разумным ценам. Тарифы на основе Cистемы долгосрочного тарифного регулирования были составной частью реформ энергетических рынков, проведенных в других постсоветских государствах, которые успешно перешли к процветающей рыночной экономике, — так было в Чехии, Грузии, Венгрии, Польше, Румынии и т. д.
Эта система регулирования, как показывает опыт Западной и Центральной Европы, является ключевым элементом для привлечения прямых иностранных инвестиций во внутренние электрические сети. Верно то, что такие конечные потребители, как домохозяйства и промышленность, могут столкнуться с умеренным, краткосрочным повышением цен на электричество в момент ухода с рынка неэффективных субсидий, но в долгосрочной перспективе более конкурентоспособная сеть будет способствовать снижению цен и, — что более важно, — обеспечит повышение надежности сети, а также привлечет иностранные инвестиции.
Однако применение этой методологии является эффективным только в том случае, если она будет использоваться так же, как в других европейских странах. Уровень возврата капитала не может быть меньше средневзвешенного расхода капитала в конкретной стране, и он должен быть одинаковым для любых активов.
Угрозы для безопасности Украины существуют как внутри страны, так и за ее пределами. Чтобы лучше защитить страну от внешних угроз, включая российский ирредентизм, Украина должна восстановить, модернизировать и либерализовать производство и распределение электроэнергии. Без современной, надежной и конкурентной энергосистемы, а также ориентированной на бизнес структуры тарифов Украина будет оставаться опасно уязвимой перед возможностью экономического спада и основанного на энергетике принуждения со стороны Кремля.
Ариэль Коэн — старший научный сотрудник Атлантического Совета (Atlantic Council), а также старший научный сотрудник Международного центра по налогам и инвестициям (International Tax and Investment Center — ITIC).
В работе над статьей принял участие Богдан Пучков (Bogdan Puchkov).