На протяжении недели цены на нефть сохраняют позитивный настрой, держась на уровне 40 долларов за баррель, что делает прошедшую неделю самой благоприятной после резкого падения цен на нефть, которое произошло в недавнем прошлом.
На сегодняшний день решение о сокращении производства нефти странами ОПЕК+ дает положительные результаты, в частности, благодаря сотрудничеству таких стран-производителей нефти, как Ирак, Казахстан, Азербайджан, Нигерия и Ангола. Более того, положительная динамика увеличивает надежды на реальную перебалансировку нефтяного рынка.
Обозреватель американского издания OilPrice Алекс Кимани опубликовал отчет, в котором отметил, что некоторые нефтяные аналитики прогнозируют, что данный этап — это только начало, и что цены на нефть достигнут невероятных высот. В частности, аналитики JPMorgan подтвердили свой предыдущий прогноз о том, что цены на нефть превысят 100 долларов за баррель из-за переизбытка нефти на рынке, который превратился в фундаментальный дефицит предложения.
Руководитель департамента нефтегазовых исследований американского инвестбанка JPMorgan по региону EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) Кристиан Малек высказался довольно оптимистично, отметив, что цены на нефть могут вырасти до 190 долларов за баррель на фоне резкого сокращения капитальных расходов со стороны производителей. Напомним, что мировые цены на нефть не превышали 100 долларов за баррель с 2014 года, причем цена в 145 долларов за баррель — это самый высокий показатель, зафиксированный за последние два десятилетия.
Борьба за выживание
По словам обозревателя OilPrice, Малек, который с 2013 года прогнозировал снижение цен на нефть, сегодня указывает на очень большой дефицит спроса и предложения, который, как ожидается, возникнет в 2022 году и может составить 6,8 миллионов баррелей в сутки к 2025 году, если ОПЕК+ и другие страны-производители нефти сохранят прежний курс.
Согласно данным управления по энергетической информации (EIA) Министерства энергетики США, поставки нефти сократятся более чем на 45 миллионов баррелей в сутки, если в период с 2017 по 2025 годы не будет произведено капиталовложений в существующие или новые нефтяные месторождения.
Если мы предположим, что глобальный спрос на нефть уменьшится на 10 миллионов баррелей в сутки после окончания кризиса, вызванного коронавирусной инфекцией covid-19, то все равно останется огромный разрыв между спросом и предложением, который составит примерно 17,5 миллионов баррелей в сутки, что окажет существенное влияние на добычу нефти, если капитальные расходы останутся на текущем уровне на протяжении следующих двух или трех лет.
Стратегия американских компаний по добыче сланцевой нефти
Ситуация может сложиться так, что возникнет дефицит нефти, если уровень капитальных расходов не вырастет. Это, в свою очередь, приведет к тому, что цены на нефть не превысят 100 долларов за баррель, как прогнозируют JPMorgan и Кристиан Малек.
Последние колебания цен на нефть свидетельствуют о состоянии неопределенности, которое охватило мировые энергетические рынки. Здесь следует отметить, что мировые производители нефти не демонстрируют слаженную работу, поэтому традиционный цикл роста и падения в нефтяной отрасли заменяется более быстрыми колебаниями цен в зависимости от изменений в добыче энергоресурсов.
Это делает колебания цен менее серьезными, но их все равно трудно прогнозировать. Более того, постоянное изменение информации о запасах сырой нефти вследствие проведения работ по разведке сланцевой нефти является основным фактором изменения цен. Также на них влияют долгосрочные стратегии по повышению эффективности использования топлива и дисбаланс между мировым предложением и спросом. Все вышеуказанное полезно для клиентов, но затрудняет планирование для игроков нефтяной отрасли.
Но главный вопрос заключается в следующем: смогут ли американские производители сланцевой нефти оправиться от продолжающегося кризиса так же быстро, как им удалось сделать это в прошлом?
Напомним, что после нефтяного кризиса 2015-2016 годов американским производителям сланцевой нефти удалось пережить саудовскую ценовую войну, сократив расходы примерно на 50% и привлекая инвесторов. Данные шаги привели к новой ошеломляющей фазе роста в этой отрасли. Более того, когда страны ОПЕК+ снова начали сокращать добычу нефти, то производство сланцевой нефти в США выросло до 4 миллионов баррелей в сутки всего за 3,5 года.
К сожалению, на этот раз ситуация развивается совершенно по другому. Американские компании по добыче сланцевой нефти борются за выживание, особенно после того, как они сократили капитальные расходы почти на 30% в 2020 году.
Капитальные расходы все еще не вернулись к прежнему уровню, который был до последнего нефтяного кризиса, а это означает, что у американских компаний по добыче сланцевой нефти не так много времени, чтобы предпринять какие-либо действия, не нанося значительного ущерба работе по добыче нефти. А хуже всего то, что сектор по добыче сланцевой нефти уже давно погряз в больших долгах.
Дальнейший рост цен на нефть
По мнению аналитиков Уолл-стрит, ситуация останется неизменной до тех пор, пока конкуренция между влиятельными участниками рынка за цены на нефть не достигнет критического уровня. Они также считают, что Саудовская Аравия и Россия будут внимательно следить за ситуацией на рынке сланцевой нефти в надежде получить большую долю на рынке, но такая стратегия довольно рискована для обеих сторон, особенно для Эр-Рияда.
Аналитики Уолл-стрит не беспокоятся из-за колебаний цен на нефть, но они, вероятно, поддержат сектор по добыче сланцевой нефти, как только цены начнут приближаться к 80 долларам за баррель. Следует отметить, что цена на нефть в 80 долларов за баррель — это цена, при которой бюджет крупнейшего экспортера нефти — Саудовской Аравии — останется сбалансированным.
Обозреватель американского издания OilPrice Алекс Кимани считает, что стремительное развитие возобновляемых источников энергии ограничивает долгосрочные выгоды, которые рассчитывает получить нефтяной сектор, потому что это сделает нефть неэкономичной. В прошлом году группа BNP Paribas сообщила CNBC, что цены на нефть должны оставаться в диапазоне 10-20 долларов за баррель для того, чтобы она смогла сохранить конкурентоспособность в ключевом транспортном секторе.