Итак, Валерий Цепкало, похоже, выбит из обоймы вероятных конкурентов Александра Лукашенко на нынешних выборах. Из 160 тысяч сданных в избиркомы подписей за выдвижение Цепкало кандидатом в президенты признано действительными только 75 тысяч 249, а для регистрации нужно не менее ста тысяч.
Претендент намерен затребовать в областных избирательных комиссиях акты отбраковки собранных в его поддержку подписей. «Мы будем бороться за каждую подпись», — написал он в твиттере. Но, зная специфику белорусской политической системы, нетрудно предвидеть, что это окажется сизифовым трудом.
Власть продолжает форматировать выборы
Таким образом, можно с большой долей уверенности говорить, что Цепкало в этой кампании нейтрализован. Бывшего руководителя Парка высоких технологий остановили с помощью совсем других технологий.
Теперь интригой выборов остается вопрос, зарегистрируют ли уже сидящего в следственном изоляторе КГБ экс-руководителя Белгазпромбанка Виктора Бабарико. Он и Цепкало — два представителя истеблишмента, которые неожиданно бросили перчатку Лукашенко и вызвали у того (равно как и исповедовавший совсем иную, близкую к троллингу политическую стилистику блогер Сергей Тихановский) неприкрытое раздражение.
Регистрировать Бабарико не станут — к такому выводу склоняется эксперт аналитического центра «Стратегия» (Минск) Валерий Карбалевич. «Властям нет смысла не регистрировать Цепкало и регистрировать Бабарико. Если наоборот — ну, еще какой-то смысл был бы», — отметил аналитик в комментарии для Naviny.by.
Действительно, Бабарико раскрутился мощнее, это было видно и по величине инициативной группы (около девяти тысяч человек), и по количеству собранных подписей. У него их отбраковали тоже изрядно, из 365 тысяч сданных признано действительными только 165 тысяч 744. Но этого хватает для регистрации. Арест тоже не препятствие. Если ты за решеткой, но еще не осужден, то закон не запрещает участвовать в кампании.
Так что все зависит от политического решения на самом верху. Не нужно быть большим экспертом, чтобы понимать, кто на самом деле форматирует белорусские выборы.
Можно придраться к декларации
Политический обозреватель Павлюк Быковский не исключает, что у Центризбиркома, которому предстоит зарегистрировать кандидатов не позднее 14 июля, могут возникнуть вопросы к декларациям о доходах и имуществе Бабарико и членов его семьи. В частности, отметил Быковский в комментарии для Naviny.by, на этих документах нужна личная подпись.
Пока неизвестно, сумел ли бывший глава банка лично подписать документы. Напомню, что Тихановского пробросили с регистрацией инициативной группы по выдвижению кандидатом именно по той причине, что он, отбывая 15 суток, не смог лично подписать заявление в ЦИК.
Добавлю, что претенденту положено сдавать в ЦИК еще и финансовый отчет о расходовании средств избирательного фонда. В этом документе тоже могут поискать блох.
Ну а главное — ведь официальные лица, игнорируя презумпцию невиновности, уже де-факто выставили Бабарико преступником. Не удивлюсь, если в итоге его срежут с мотивировкой примерно в таком духе: мол, данные компетентных органов свидетельствуют, что экс-банкир резко занизил доходы. С подтекстом: наворовал вон сколько, а прикинулся едва ли не бедняком. В конце концов, можно откопать какую-нибудь не отраженную в декларации груду металлолома. В общем, при желании найти формальные зацепки — дело техники.
Остается, конечно, минимальная вероятность, что официальный лидер даст отмашку на регистрацию бывшего банкира, чтобы, как предполагали иные обозреватели, показать: вот, никого я (речь идет о Лукашенко — прим. ред.) не боюсь.