Кажется, страшную сказку о том, что «где два украинца — там три гетмана», стоит забыть. И дело даже не в том, что нет претендентов на булаву гетмана. Дело в том, что нет фигур, которые попытались бы объединить общество вокруг общих идей и четко обозначенных целей. Которые стремились бы к консенсусу, а не пытались удержаться во власти или прийти к ней за счет раскола и противостояния в обществе. Все бывшие и нынешние претенденты, не то что не находятся на уровне гетмана, — они все мелкая сошка, атаманы и атаманчики. И расплодились они из-за отсутствия централизованной власти и из-за слабости властных институтов.
На самом деле кто эти атаманы? Это люди с качествами лидера, которые воспользовавшись моментом, попытались закрепить свое персональное превосходство над определенной территорией и людьми. Как правило, атаманщина возникала там, где был вакуум централизованной власти. Но на самом деле они были кратковременными и пожирали друг друга. Стоило появиться некой силе, способной прекратить анархию и ввести послушание, как бунтари и повстанцы разбегались прятать награбленное. Кое-кто пытался скрыться, а кто-то должен был все же интегрироваться в новую власть.
Здесь речь идет не только о временах украинской революции и гражданской войны, когда воевали все против всех, но и о периоде после 1991 года. Не будем греха таить, что власти Киева никогда не было в Крыму, как и в Донецке. Но это не является оправданием ни российской аннексии Крыма, ни развязанной РФ войны на Донбассе. Где тонко — там и рвется. Если бы в Крыму украинская власть имела хоть какую-то опору, а не заключала ситуативные пакты на управление с местными бандитскими группировками, то за полуостров можно было бы побороться. И поэтому получилось так, что как только Россия поманила в «родную гавань», в Крыму практически не оказалось украинского государственного аппарата, а спецслужбы, которые должны были бы заботиться о безопасности и суверенитете украинской территории, чуть ли не в полном составе перешли на службу к врагу.
Гибридная война России и рассчитывалась на провозглашение, по историческим аналогиям, так называемых народных республик. На доведение, если можно так сказать, идеи суверенитета и права на самоопределение до полного абсурда. А то, что «народные республики» в Харькове, Запорожье и Одессе провалились в зародыше, у нас принято связывать с отсутствием в этих регионах сепаратистских сил, удачным противодействием патриотов и своевременными мерами Киева. К счастью, Россия переоценила любовь к себе и готовность граждан юга и востока Украины превратить свою жизнь в «новороссийский» ад.
Украина уцелела, хотя и в усеченном виде. Сепаратизм и атаманщина не прошли. Но что мы на самом деле имеем? Современная Украина напоминает постсоветское феодальное образование, которое делает вид, что является современной демократией. Банально, но демократия — это не вседозволенность. Это утверждение знают все и пользуются им, как правило, когда надо подвести базу под реализацию какого-то авторитарного проекта. Но на самом деле все выглядит иначе. На Украине достаточно мало демократии, но много анархии. Она разделена на своеобразные феодальные вотчины, которые удерживаются местными «авторитетами», а в масштабах целой страны — олигархическими группами.
Свою лепту в украинскую расшатанную анархию внесла, безусловно, и война. Поскольку украинская армия с начала агрессии была необороноспособной, то пришлось спасаться всеми возможными средствами. В частности, созданием добровольческих батальонов под командованием различных новейших атаманов. История добробатов, «Правого сектора» (запрещенная в России организация — прим. ред.), а позже Национального корпуса и национальных дружин, их неподконтрольность и самоуправство заслуживают серьезного расследования. Вспомним многочисленные эксцессы с применением оружия вдали от линии фронта со стороны «правосеков», ветеранов АТО, а то и просто банд под прикрытием патриотических лозунгов.
От какого врага и что именно, например, защищали при помощи бронетранспортеров и минометов группировки «Правого сектора» на дальнем Закарпатье, практически с противоположной стороны страны, от той где идет война? Кто позволил фактический разбой с использованием боевой техники при перераспределении контроля за потоками контрабанды на границе? Отсутствие наказания со стороны уполномоченных государственных органов за этот разбой говорит украинскому обществу и международной общественности больше, чем кому бы это хотелось. Свободное передвижение по стране нелегальных, вооруженных до зубов формирований, бесчинства в отношении гражданского населения в зоне АТО (речь идет только о доказанных следствием фактах) свидетельствуют, что на Украине нет верховенства права. Что Украина готова простить все своим защитникам, лишь бы они оставались на линии противостояния.
Когда в стране царит правовой нигилизм, порожденный коррупцией и отсутствием правоохранительной системы, то даже речи не может быть о справедливом судопроизводстве. А, следовательно, и о защищенности граждан. Бесправных людей, лишенных надежды на справедливость, легче вывести на улицу. Вдолбить им в голову, что те, которые лишили «нашего» гетмана власти, даже путем демократического выбора, не патриоты Украины. Потому что есть только один патриот — защитник. А во власти все предатели, готовые в любой момент «сдать» Украину. Погубить несчастную даже в ущерб себе. Но зачем люди боролись за власть, если они готовы ее сразу передать врагу?
Подобная протестная деятельность активистов, которые неплохо жили со своим «активизмом», придает им второе дыхание, ощущение причастности к великому делу и надежду вскоре снова оказаться у щедрой синекуры (хорошо оплачиваемая должность, не требующая большого труда — прим. перев.). Им безразлично, что происходит расшатывание государства, находящегося в состоянии войны. Безразлично, что подобные массовые акции отвлекают огромный потенциал, который можно было бы направить в более важное русло.
Революционную «Марусю» (волонтер Маруся Зверобой, которая угрожала президенту Украины — прим. перев.) не интересует судьба государства, она пиарится на том, что призывает убивать политических оппонентов. Понятно, что «Маруся» не будет никого убивать из ОПЗЖ, но несколько прокуроров и судей все же будут отвлекаться от более важных дел. А уж сколько появится пищи для медведчуковских и российских телеканалов, что и сосчитать трудно. Но не только активисты, борющиеся за то, чтобы «седовласый гетман» не ответил в суде, помогают сеять анархию в стране. Он сам не отстает и по каждому поводу устраивает шоу а ля «Свадьба в Малиновке». Последний раз «прославился» на весь мир обращением к судье, чтобы тот отпустил прокурора в туалет, потому что тот обоср…ся. Вот такое у него пренебрежение к государственным институтам, и прежде всего к институту президентства, который он до недавнего времени сам же и олицетворял. Иногда эмоции даже бывают полезными. Но наигранные, заранее запланированные — отвратительны. Противно наблюдать за тем, как очередной мерзавец, спасая свою шкуру, превращает революцию в малороссийский водевиль.
Наблюдая за подобными шоу с участие атамана или без него, становится вполне понятным, почему украинцы так легко вспыхивают в своем гневе и стремятся установить справедливость. Вспыхивают и угасают. А все потому, что в украинском обществе не существует конкретного плана действий даже на краткосрочную перспективу. Всегда, как правило, план действий тесно связан с личностью конкретного атамана. Для всего этого не существует кадров, способных к системной управленческой работе. И поэтому все современные украинские революции заканчивались регенерированием старой системы. Еще не закончилась революция, а у системы, как у дождевого червя, уже отрастает ампутированная часть тела.
Чтобы никто не помешал регенерироваться системе, мобилизовано многочисленное воинство. Все олигархические медийные ресурсы не только прославляют своего пана-атамана, они прикладывают максимум усилий, чтобы дезориентировать общество. Вместе с платными «ботофермами» они привлекают легковеров под знамена новейших атаманов. На практике даже отъявленных бунтарей и несогласных с системой можно легко нейтрализовать, канализировав их на борьбу за очередного «святого» спасителя Украины. Но на самом деле Украину пора спасать от ее же благодетелей.