В начале вспышки эпидемии коронавируса, когда московские улицы начали пустеть на фоне режима самоизоляции, на дорогах можно было по-прежнему заметить людей, продолжающих работу. Это курьеры, которые на велосипедах и автофургонах доставляли различные товары для горожан — от хозтоваров до мороженого.
Теперь такие сотрудники служб доставки отмечены новым памятником, установленном в городе — возможно, первым в своем роде во всем мире. Это свидетельствует о смене восприятия жизненно важных профессий в условиях постковидной экономики.
Новые работники на передовой
Пандемия коронавируса вывела в первые ряды работников, которые зачастую были в тени. И теперь их роль по праву подчеркивается в ряде городских объектов и монументах по всему миру. Очевидно, что основное внимание обращено на медицинских работников, чья самоотдача и сложные условия труда стали видны многим в ходе пандемии. В столице Латвии открыли 6-метровую статую в честь медицинских работников, которые сражаются на передовой против пандемии covid-19, а в Лондоне вскоре планируется открытие памятника, посвященного сотрудникам Национальной службы здравоохранения, которые погибли в борьбе с covid-19.
Московский памятник обращает внимание на другую категорию жизненно важных сотрудников: на работников служб доставки, которые обеспечивали продуктами питания и повседневными товарами горожан, перешедших на онлайн-покупки в рамках самоизоляции. Арт-объект был создан усилиями пяти ключевых российских ритейлеров: крупнейшей платформы онлайн-торговли Ozon, Perekrestok.ru (онлайн-супермаркет крупнейшего продуктового ритейлера России X5 Retail Group), сети супермаркетов «Азбука Вкуса», сети пиццерий «Додо Пицца» и сервиса доставки Delivery Club. Памятник посвящен более чем 60 тысячам курьерам, чей труд позволил россиянам оставаться дома в условиях пандемии. В рамках отдельной инициативы технологический гигант Яндекс, чья служба доставки на такси успешно работала в условиях режима самоизоляции, запустил в приложении для доставки еды новую функцию, позволяющую пользователям поблагодарить своих курьеров в социальных сетях.
Такое признание труда сотрудников служб доставки подчеркивает растущую значимость профессий, которые помогают соединять людей и продукты во все более цифровом мире. Поскольку пандемия вызвала масштабные сбои в глобальных цепочках поставок и офлайн-ритейле, потребители во всем мире перешли в онлайн для удовлетворения своих потребностей в условиях карантина. Но кто-то все же должен доставлять заказы, и так работники служб доставки стали незаменимыми людьми во время кризиса. И важность их работы была особенно заметна в России, где электронная коммерция только начинает развиваться в национальных масштабах, а пандемия привела к буму онлайн-покупок, который, похоже, сохранится и в будущем.
Электронная торговля в эпоху коронавируса
Российский рынок электронной торговли рос взрывными тепами еще до прихода пандемии. В то время как онлайн-продажи составляли всего 4,5% от общего розничного товарооборота в 2019 году, по оценкам, объем электронной торговли рос в десять раз быстрее, чем экономика в целом. Всплеск онлайн-шопинга стал переломным моментом в России — стране, охватывающей 11 временных зон, где жители отдаленных районов, как правило, имеют ограниченный доступ к широкому выбору товаров. Недавние инвестиции российских ритейлеров в расширение своих онлайн-платформ и логистической инфраструктуры позволяют им успешно справляться со значительным ростом спроса на онлайн-продажи с приходом коронавируса.
С началом самоизоляции гигант электронной торговли Ozon, один из пяти создателей памятника курьерам, удвоил общий объем оборота товаров в первом квартале 2020 года и утроил в апреле, когда россияне активнее перешли к покупкам в интернете. Онлайн-супермаркет Perekrestok.ru, еще один спонсор памятника, утроил объем заказов в апреле 2020 года, а в мае увеличил их более чем в четыре раза по сравнению с аналогичными периодами прошлого года. Удобство и безопасность онлайн-покупок во время самоизоляции способствовали появлению нового поколения российских потребителей, которые, вероятно, будут пользоваться преимуществами электронной торговли еще долгое время после снятия ограничений covid.
Российские ритейлеры быстро адаптировались, чтобы справиться с ростом онлайн-спроса во время пандемии. Основным приоритетом стало расширение сервиса доставки. X5 Retail Group, материнская компания Perekrestok.ru, ускоренными темпами развивала службу экспресс-доставки и начала курьерскую доставку напрямую из магазинов местным жителям. Тем временем Ozon заключил партнерские соглашения с компаниями из наиболее пострадавших секторов, наняв более 500 работников в своих центрах доставки, логистики и обслуживания. Онлайн-ритейлер также намерен создать более 1500 дополнительных рабочих мест до конца года, чтобы лучше удовлетворять растущие потребности клиентов. Сотрудники, занятые сбором и доставкой заказов, стали одними из новых героев в борьбе страны с коронавирусом.
Важная роль работников служб доставки во время кризиса ставит во главу угла их безопасность и здоровье. Компании оперативно приняли меры для защиты сотрудников и обеспечения социального дистанцирования во время доставки. Например, Ozon усилил проверки перед выходом курьеров на маршрут и регулярно дезинфицирует их транспорт. Курьеры были также снабжены антисептиками, перчатками и масками для взаимодействия с клиентами и использовали систему бесконтактных платежей, чтобы ограничить распространение инфекции.
Меры безопасности, принятые для защиты курьеров, подчеркивают признание этих людей в качестве передовых работников в новой цифровой экономике. Это также подчеркивает возрастающее внимание к здоровью и благополучию сотрудников и клиентов со стороны корпоративных игроков в России и за рубежом после пандемии.
Невоспетые герои
Лишив большую часть западного общества традиционного образа жизни, пандемия коронавируса привела к глубокому переосмыслению профессий, которые остаются незаменимыми, даже по мере перехода многих услуг в онлайн формат. Московский памятник курьерам свидетельствует о том, что профессии, которые обычно не считаются престижными в современной экономике, могут играть жизненно важную роль в сложные времена.
Но еще предстоит проделать большую работу, чтобы определить полный список жизненно важных работников, включая продавцов продуктовых магазинов, производителей продуктов и всех тех, кто рисковали своим здоровьем, продолжая выполнять работу, которую нельзя было перенести в интернет. Также предстоит увидеть, получат ли герои самоизоляции прибавку к зарплате. И ответ на этот вопрос может стать настоящей лакмусовой бумажкой для меняющейся иерархии профессий.
В условиях глобального перехода к цифровой экономике пандемия подчеркнула значимость часто упускаемых из вида работников, чей физический труд продолжает служить незаменимой связью между потребителями и товарами. Если мир усвоит этот урок, важность этих работников будет возрастать по мере того, как мир восстанавливается после пандемии covid-19.