Во вторник, 7 июля, в Москве правоохранительные органы задержали советника главы российской корпорации по космической деятельности «Роскосмос» по обвинению в государственной измене. Еще несколько месяцев назад Иван Сафронов работал журналистом в двух важных российских изданиях и освещал на очень высоком уровне проблематику оборонно-промышленного комплекса. По данным Федеральной службы безопасности (ФСБ), теперь его обвиняют в передаче сведений о торговле оружием и безопасности РФ, составляющих государственную тайну, одной из стран НАТО. По словам его адвоката, речь идет о чешских спецслужбах. Представители «Роскосмоса» заверяют, что его задержание никак не связано с его работой в корпорации. Бывшему журналисту, который не признал себя виновным, может грозить до 20 лет тюрьмы, если его обвинят в государственной измене.
«Сафронов, выполняя задания одной из спецслужб НАТО, собирал и передавал ее представителю составляющие государственную тайну сведения о военно-техническом сотрудничестве, обороне и безопасности РФ», — говорится в сообщении ФСБ. Адвокат журналиста Иван Павлов заверил агентство «Интерфакс», что пока Сафронов является подозреваемым по делу о «передаче спецслужбам Чехии секретной информации о поставках российского вооружения в страны Африки и Ближнего Востока. В ФСБ полагают, что чешская спецслужба действовала под контролем США». Предполагается, что деятельность по передаче информации началась три года назад.
Различные СМИ поддержали Сафронова и выразили резкую критику относительно закрытости и непрозрачности процесса. Поскольку рассматривается дело о разглашении государственных тайн, не стоит рассчитывать на получение каких-либо сведений. Скорее всего, судебные заседания и дача показаний будут проходить за закрытыми дверями. «Такие закрытые процессы исключают даже минимальную гарантию транспарентности», — заявляет представитель независимого профсоюза российских журналистов и работников СМИ Андрей Жвирблис. Он считает, что с учетом известной информации это дело может быть «сфабриковано» и быть местью за прошлые публикации Сафронова.
В мае 30-летний Сафронов начал работать в качестве советника генерального директора «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина. Он отвечал за выстраивание информационной политики. Рогозин уверяет, что задержанный не имел доступа к засекреченным данным космического агентства. Прежде чем стать советником главы «Роскосмоса», Сафронов специализировался на темах, касающихся военной промышленности и обороны. Очень часто он занимался различными расследованиями. Сначала в газете «Коммерсант», а потом в газете «Ведомости», ведущих российских деловых изданиях. Кроме того, однажды он входил в избранную группу журналистов, которые сопровождают президента России Владимира Путина. В марте прошлого года серьезные последствия вызвала публикация в газете «Коммерсант» деталей контракта, по которому Россия должна была поставить Египту 20 истребителей Су-35. Сразу после выхода статьи госсекретарь США Майк Помпео предупредил Египет о возможных американских санкциях в случае приобретения российских боевых самолетов. Сама статья Сафронова была удалена с сайта газеты «Коммерсант».
По данным различных российских СМИ, больше года назад журналиста уже вызывали на «беседу» в ФСБ. Например, агентства «Интерфакс», которое приводит информацию из источников, связанных с расследованием. Однако тогда речь не шла об «уголовном преступлении». Государственное информационное агентство «ТАСС», цитирующее официальные источники, сообщило, что в прошлом году прокуратура хотела подать гражданский иск против газеты «Коммерсант» за разглашение сведений, представляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну.
Газета «Коммерсант» опубликовала коллективное письмо коллег Сафронова, которые назвали его «одним из лучших журналистов страны» и «патриотом». В нем они заявили, что сомневаются в достоверности обвинений, и потребовали открытости судебного процесса. Кроме того, поддержку задержанному выразили газета «Ведомости», где Сафронов также работал, и еще одно ведущее издание «РБК». Все происходящее начинает напоминать случай журналиста Ивана Голунова, занимавшегося различными расследованиями. В прошлом году его задержали и обвинили в сбыте наркотиков, что привело к массовым протестам. В итоге оказалось, что дело было сфабриковано. Этот случай рассматривался на самом высоком уровне из-за большого резонанса, который он вызывал. Однако это только вершина айсберга всех тех проблем, с которыми приходится сталкиваться независимым СМИ и журналистам в России, сожалеет Жвирблис. В понедельник, 6 июля, Второй Западный окружной военный суд по итогам выездного заседания в Пскове приговорил еще одну журналистку Светлану Прокопьеву к внушительному штрафу по обвинениям, связанным с терроризмом. Даже Совет по правам человека при президенте РФ посчитал эти обвинения необоснованными.
Судебный процесс против Сафронова привел к протестам в Москве, где десятки людей, прежде всего, журналисты, устроили перед зданием ФСБ так называемые одиночные пикеты, когда на протест выходит один человек с плакатом, чтобы обойти закон о митингах и демонстрациях. За участие в таких пикетах было арестовано около 15 человек. «В результате общественность вынуждена полагаться только на слова спецслужб, к работе которых с каждым годом возникает все больше вопросов. Журналисты, которые задают эти вопросы, сами оказываются под ударом», — пишет издание «Коммерсант» в заявлении в поддержку Сафронова.
По словам пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова во время телефонного разговора, он не верит, что обвинения связаны с журналистской работой Сафронова, хотя и заверил, что не знает никаких деталей. «К сожалению, такие обвинения озвучены. Мы знаем, что у контрразведчиков работы много, забот много, и они свою работу выполняют очень качественно», — сказал Песков.
Сафронов покинул газету «Коммерсант» в 2019 году после конфликта с руководством, которое требовало у него раскрыть источники статьи о возможной отставке главы Совета Федерации Валентины Матвиенко. Его увольнение привело к тому, что десятки журналистов покинули издание. Прежде всего, это были те, кто критиковал новые меры Кремля, направленные на ущемление свободы СМИ. Затем Сафронов работал в газете «Ведомости», а потом перешел в «Роскосмос».
Кроме того, бывший журналист — сын знаменитого журналиста и военного обозревателя газеты «Коммерсант» Ивана Сафронова, который погиб в 2007 году при невыясненных обстоятельствах. Он выпал из окна своей квартиры с пятого этажа. В то время Сафронов-старший готовил статью о подписанных Россией соглашениях на продажу оружия Ирану и Сирии и еще одну о поставках оружия в эти страны Беларусью. Полиция заявила, что это было самоубийство, но его семья и близкие в этом сомневались. Его статьи так и не были опубликованы.
Репутацию «Роскосмоса» подпортил не только случай Сафронова. Были и другие примеры шпионажа. В 2016 году бывшего сотрудника российского космического агентства Владимира Лапыгина приговорили к семи годам заключения по обвинению в передаче засекреченных данных в Китай. В течение всего судебного процесса 79-летний Лапыгин утверждал, что он невиновен и это больше похоже на охоту на ведьм. НПО по защите прав человека «Мемориал» заявила, что Лапыгин, которого в июне суд досрочно освободил из тюрьмы, — политический заключенный. За последние годы по крайней мере восемь российских ученых были задержаны по обвинению в измене из-за того, что они, предположительно, раскрыли государственные тайны.