Швеция часто оказывается наверху регулярно публикуемых международных рейтингов. Эти списки, которые иногда называют индексами, составляют такие организации, как ООН, Международный экономический форум, ОЭСР, аналитические центры и институты, исследующие рынки. В них учитывается, например, отношение общественности к определенной стране (как внутри этой страны, так и за рубежом). А также то, насколько счастливы ее граждане, как обстоят дела с равенством, инновациями, конкуренцией и коррупцией.
В Швеции есть организация под названием Шведский институт, которая тщательно следит за этими списками и местом в них нашей страны. До последнего времени это было приятным занятием, потому что Швеция со своими примерно 10 миллионами жителей относится к категории лучших в целом ряде важных сфер, таких как государственное управление, демократия, качество жизни, борьба с коррупцией, равенство, забота о климате и инновации.
Также мы одна из самых добрых стран в мире. Когда Центр глобального развития в 2018 году проследил, какую поддержку различные страны оказывают бедным развивающимся государствам, Швеция оказалась на первом месте в мире. А в этом марте Швеция попала и в число первых в рейтинге Всемирного общества защиты животных по качеству защиты животных.
А вот в рейтинг 40 красивейших мест в мире, составленный журналом о путешествиях Condé Nast Traveler, мы не попали. Не вошли мы и в десятку лучших по результатам исследования, посвященного тому, в какой стране граждане больше всего занимаются сексом. В этом исследовании участвовали 14 тысяч человек.
Такое ощущение, что многие шведы рождаются и вырастают с убеждением, что Швеция — во всех отношениях лучшая страна для жизни, отчасти потому, что она богата и хорошо организована, отчасти — из-за естественной привязанности человека к месту, где проходят его детство и юность.
Убеждение, что Швеция лучше всех, может формироваться и когда человеку на самом деле есть с чем сравнивать. В семье моих родителей, знавших и Гитлера, и Сталина, считалось непреложной истиной, что Швеция — это рай. Ни больше, ни меньше.
Новости по «Шведскому телевидению» всегда приводили мою маму в особенно хорошее расположение духа. Ведь в них никогда не говорилось ни о каких серьезных бедах внутри страны, и это только укрепляло ее в убеждении, что ей повезло жить в государстве, где абсолютно ничего не происходит.
«Ах! Здесь совершенно ничего серьезного не происходит. Это просто чудесно… и ты только подумай, как хорошо тут людям», — могла она с удовлетворением воскликнуть, посмотрев социальный репортаж о семье, у которой есть свой дом, автомобиль, телевизор и видеомагнитофон, но которая, как сказали члены этой семьи сочувствующему журналисту, не может позволить себе отпуск.
В последнее десятилетие много говорилось о расизме. Расистская ли страна Швеция? Нет, если верить опросам общественного мнения, согласно которым Швеция получает очень высокую оценку за терпимость к людям другого этнического происхождения. Да, утверждают активисты, убежденные, что все наше общество пронизано расистскими структурами.
Я уже досыта начиталась разных рейтингов и годовых отчетов Шведского института, и теперь мне интересно, что скажут обычные люди на площади в каком-нибудь пригороде. Действительно ли Швеция — лучшая страна для жизни, и если да, то почему?
Для начала я решила зайти к портному. У него как раз сидел товарищ, живущий неподалеку, и он был не прочь поговорить.
«В молодости я бежал от войны в Ираке. Швеция подарила мне убежище — и тем самым жизнь. Здесь все люди равны. Здесь спокойно. Одинаковые правила для всех. У меня хорошее образование, я был ученым-физиком, когда приехал сюда. Но у Ericsson не было для меня работы. Какое-то время меня это очень расстраивало… пока я не нашел работу пекаря. И это мне так понравилось, что я занимаюсь этим уже 40 лет».
Его акцент так же силен, как и его патриотизм.
«Если бы надо было защищать Швецию на войне, я бы ни секунды не сомневался. Я люблю эту страну! Она меня защитила. Дала мне свободу. Я этого никогда не забуду. Я рассказывают об этом своим детям».
Я спрашиваю, не считает ли он Швецию расистской.
«Расизм у всех людей в крови. Но здесь против такого есть законы. Так что все нормально».
На площади есть два парикмахерские, и я заглядываю в одну из них.
«Правда ли, что в Швеции жить лучше всего в мире?» — спрашиваю я.
«Да, — отвечает парикмахер, отец маленьких детей, родом из Ирака. — Мои дети ходят в детский сад и школу. Нам здесь хорошо. Здесь спокойно и здорово. Здесь есть правила».
Судя по рейтингам, он совершенно прав. Считается, что Швеция предлагает своим гражданам хороший баланс между работой и семейной жизнью и выделяется на фоне остальных в том, что касается равенства. По словам сотрудника Шведского института, именно это, как и отношение к ЛГБТ-сообществу, привлекает в Швецию множество иностранных студентов.
«Люди здесь очень милые. И отзывчивые», — продолжает парикмахер.
«Вы не сталкивались с расизмом?»
«Не-а».
Неподалеку от площади находится станция метро. Около нее уже с год торгуют наркотиками. Сейчас в пригородах Стокгольма такое много где происходит. Стандартный набор: портной, химчистка, кафе, парикмахерская, магазин Coop и несовершеннолетний наркоторговец.
В ларьке с прессой работает 22-летний блондин.
«Швеция для меня однозначно лучшая страна в мире. Здесь можно получить образование и обеспечить себе будущее, — говорит он. — Посмотрите на США. Да там даже к врачу не сходишь, не разорившись».
«Швеция — расистская страна?»
«Я порой слышу разные комментарии от людей, которые сюда заходят, так что да, без расизма, конечно, не обходится».
На входе в метро работает женщина с испанским акцентом. Она не любит тех, кто ездит зайцем, и, прежде чем ответить на мой вопрос, хватает одного на подлете.
«В Швеции очень хорошо жить. Люди здесь свободны. Тут уважают природу и животных и заботятся о них. Меня ужасно злят те, кто мусорит. Сейчас это происходит намного чаще. Но порой здесь сложнее найти работу, если у тебя шведский с акцентом. Раньше я работала в экономическом отделе одного предприятия. И там не хотели, чтобы я общалась с новыми клиентами. Боялись, что я их отпугну своим неправильным шведским».
«Расистская ли страна Швеция? Да, немного. Но расизм есть везде. У меня дома, в Чили, все гораздо хуже. Там даже употребляют н-слово! („негр" — прим. перев.) Мигранту с Гаити там могут сказать „Чертов негр, вали отсюда, ты воняешь"», — рассказывает сотрудница метро и закатывает глаза.
«Франция одновременно интеллектуальна и чувственна. Швеция не интеллектуальная и не чувственная — но нормальная. Здесь все работает. Я бы не сказал, что очень хорошо, учитывая нынешние проблемы, но все-таки работает».
Затем я встречаю пару средних лет. Они оба судьи и живут неподалеку. Как они считают, в Швеции жить лучше всего — или нет?
Она без колебаний говорит «да» и самым позитивным, что есть в стране, называет равноправие. Она женщина, и ей удалось воплотить в жизнь свои профессиональные мечты. Он тоже отвечает положительно, однако считает, что тем, кто приезжает из других стран, в Швеции может быть трудно интегрироваться.
«Позитивный момент в том, что на работу, например, в суд, людей берут, ориентируясь исключительно на их заслуги. Но в то же время в этой области по-прежнему мало людей иностранного происхождения. А те, кто туда попал, вероятно, часто ощущают себя чужими в культурной среде — например, во время перерывов на кофе. Ну и они, наверное, никогда не продвигаются по карьерной лестнице просто так. Но я считаю, что Швеция — лучшая страна для жизни благодаря свободе слова и печати, закрепленной в нашей конституции. Свобода и прозрачность, которым способствуют эти законы, делают Швецию лучше и препятствуют коррупции».
Наконец я захожу в кафе. На кассе стоит женщина, которая приехала сюда из Эритреи 27 лет назад. Она говорит, что любит Швецию. Четверо ее детей родились здесь.
«Здесь спокойно и хорошо. Семья может заниматься своими делами и иметь любые взгляды, не беспокоясь об экономике или политике».
Невозможно сказать, насколько репрезентативно это мнение, но, вероятно, именно к этому все и сводится. В какой стране лучше всего жить? В той, где можно позволить себе роскошь игнорировать экономику и политику. В той, где большой мир не вторгается в твою личную жизнь и не мешает ей.
Будем надеяться, что в Швеции все так и останется.