Во время нацистской оккупации территория Украины стала местом бесчисленных зверств против еврейского народа. Однако в бедной стране, страдающей от нехватки ресурсов, нет ни крупного музея, ни мемориала, посвященного Холокосту. Хотя международная инициатива по его созданию была запущена еще в 2016 году, амбициозный проект застопорился, а один критик даже назвал его «Диснейлендом Холокоста».
Веками Украина была исторической родиной значительной части европейского еврейства, и более половины американских евреев родом с Украины. Почти 1,5 миллиона украинских евреев погибли в «холокосте от пуль», причем почти 90% убийств на совести немецких войск. Бабий Яр — овраг на тогдашней окраине Киева, где 29-30 сентября 1941 года были расстреляны 34 тысячи евреев — стал символом массового уничтожения в Восточной Европе.
Мемориальный центр холокоста в Бабьем Яру, запущенный в 2016 году, по всей видимости, станет последним крупным мемориалом Холокоста при жизни выживших. Ожидается, что расходы превысят 100 миллионов долларов. Бóльшая часть средств поступила от четырех еврейских миллиардеров, чьи предки погибли в Бабьем Яру. Трое их них — граждане России. Ведущая роль россиян вызвала нарекания, поскольку их страна оккупировала и аннексировала части украинской территории и с 2014 года ведет войну, унесшую жизни минимум 14 тысяч украинцев.
Масла в огонь подлило назначение российского режиссера Ильи Хржановского художественным руководителем проекта. Господин Хржановский, несомненно, талантливый режиссер, но его постановка вопроса настораживает. Он планирует воссоздать в Бабьем Яру военный опыт с погружением, дав посетителям возможность почувствовать себя нацистским палачом, еврейской жертвой или местным приспешником фашистов.
Режиссер оттачивал эти приемы во время работы над проектом «Дау» (2019), на который ушло более десяти лет. Этот кино-арт-проект из дюжины художественных фильмов c эффектом присутствия закончился уголовным следствием по подозрению в жестоком обращении с младенцами на съемках. Еще фильмы раскритиковали за реалистический показ сексуального насилия и съемку реальных неонацистов в главных ролях.
Увольняясь, главный историк мемориала Карел Берхофф (Karel Berkhoff) — ведущий эксперт западного мира по Бабьему Яру — сравнил проект с парком аттракционов Шоа. За несколько месяцев Берхоффа поддержало большинство сотрудников, парализовав дальнейшую работу. Скандал продлился несколько месяцев и взбудоражил украинское гражданское общество и властителей дум. Кончилось тем, что проект забраковали, а от мемориала, по выражению одного наблюдателя, осталась лишь «яма в земле».
Желание основных спонсоров и правления создать оригинальный и впечатляющий мемориал само по себе похвально. Однако манера Хржановского воссоздавать тоталитарное прошлое самым животрепещущим образом поднимает тревожный вопрос. Неужели лучший способ почтить память жертв — это воссоздать эстетику нацистского террора на той самой почве, где он когда-то произошел?
В отличие от мемориалов Холокоста в других странах, где руководят граждане их стран, Украина в правлении едва представлена. Председатель Натан Щаранский заверил, что «проект, демонстрирующий презрение к народу Украины», построен не будет. В ответ на недавнюю критику совет директоров провел открытое заседание и выделил особое место бывшему президенту Украины Леониду Кравчуку. Чтобы развеять правомерные опасения насчет исторических искажений или вмешательства российского государства в украинские дела, совет должен включать больше сведущих украинцев. Но вопросы об источнике финансирования, а также роли и намерений господина Хржановского остаются без ответа.
И пока спор продолжается, у украинского правительства обнаружились собственные планы. Новый глава Украинского национального института памяти Антон Дробович подтвердил намерение завершить строительство государственного мемориального музея Бабьего Яра к 80-летию трагедии в следующем году. Но проблемы остаются.
Этот каскад противоречий грозит подорвать частный проект. Его провал станет огромным позором для украинцев и всего мирового еврейства. Жертвы заслуживают, чтобы их трагедию увековечили на Украине самым обстоятельным образом. Президент Украины Владимир Зеленский, сам еврейского происхождения, должен проявить инициативу и поставить вопрос о будущем злополучного Мемориального центра Холокоста в Бабьем Яру.
Владислав Давидзон — главный редактор Odessa Review и корреспондент культурной рубрики журнала Tablet