Обычно до российской заправки приходится ехать больше ста километров, но за год так можно сэкономить несколько тысяч евро.
Катри Майяла (Katri Maijala) из финской общины Палтамо раз в месяц проезжает больше 100 километров, чтобы просто заправить автомобиль. В свободный от работы день мать, самостоятельно воспитывающая четырех детей, берет сына и дочь дошкольного возраста и устремляется на границу. Наполнив 80-литровый бак Volkswagen Transporter, можно заскочить в кафе недалеко от границы за кофе и соком — и отправиться домой.
Эту поездку можно было бы совершить и сейчас, если бы граница с Россией была открыта, но из-за эпидемии коронавируса ситуация изменилась. Обычно в одном только Пограничном округе Кайнуу границу ежедневно пересекают 400 автомобилей — и возвращаются в тот же день. Кроме двух пунктов пропуска в Пограничном округе Кайнуу на финско-российской границе есть еще семь пунктов пропуска, так что до эпидемии границу пересекали тысячи финнов.
В семье Майялы много денег и времени уходит на рабочие поездки и поездки с детьми, за один день счетчик может накрутить 100 километров. Бензин на территории России стоит почти в два раза дешевле — что означает большую экономию для семейного бюджета.
«Конечно, теперь начинаешь замечать разницу в ценах. Мы давно не заправлялись в Финляндии — разве что в исключительных случаях», — отмечает Майяла.
«Слезы наворачиваются»
Теро Уксила (Tero Uksila) из Каяани приезжает в Россию за сто километров 120 раз в году.
Семья проезжает на двух машинах 100 тысяч километров в год. Одни только рабочие поездки составляют десятки тысяч километров. В отпуск семья тоже отправляется на автомобиле.
Закрытие границы, по словам Уксила, не ударило по кошельку сразу же, поездок в период эпидемии коронавируса в целом стало меньше. Эффект стал заметнее, когда ограничения начали снимать.
«Сейчас, когда вновь стало можно ездить в Прибалтику, конечно, разница в стоимости стала заметнее. Стоимость бензина в Финляндии ощущается», — говорит Уксила.
За год две машины семьи Антти Хейккинена (Antti Heikkinen) из общины Соткамо в общей сложности проезжают 100 тысяч километров. За год семья может легко пересечь границу с Россией 60 раз, это примерно две трети поездок — только ради заправки. Пока граница закрыта, заправляться приходится в Финляндии.
«Слезы наворачиваются. Это, конечно, проблема не компаний, а государства», — говорит Хейккинен.
Все собеседники «Юле» (Yle) сказали, что благодаря заправке в России экономят тысячи евро.
Закрытие границ влияет и на работу компаний. Продажи бензина на заправке Shell в городе Кухмо после закрытия границы сильно выросли.
«Не могу назвать количество литров, но рост продаж значительный. Сейчас у нас заправляются десятки людей, которые раньше обычно ездили за бензином в Россию», — говорит представитель Shell Kuhmo Ритва Пяяккёнен (Ritva Pääkkönen).
От визы берут по максимуму
И хотя финны чаще всего отправляются на границу за бензином, собеседники «Юле» (Yle) назвали еще много причин для поездок — покупки, посещение магазинов и парикмахерских, ремонт автомобиля. От визы берут по максимуму.
Катри Майя ездит в Россию не только за дешевым бензином.
«Иногда мы с друзьями договариваемся встретиться на границе, во время прохождения таможенного контроля тоже можно пообщаться. Это социальное взаимодействие», — говорит Майяла.
Собеседники «Юле» очень ждут открытия границы — хотя многие уже смирились, что этим летом в Россию не съездить.
«Все поездки этого года зависят от открытия границы с Россией. Конечно, для нас это главное направление», — говорит Майяла.
В июне министр внутренних дел Мария Охисало (Maria Ohisalo) сообщила «Юле», что туризм с Россией, вероятно, будет возобновлен одним из последних.
И хотя многие могут подумать, что ездить за бензином — неразумно, собеседники «Юле» не считают 100 километров проблемой.
«Это быстрая поездка, мне она не кажется тяжелой. Конечно, кто-то может подумать, что это неразумно, но это все же большая экономия», — говорит Уксила.
«Да и за хорошим кофе до границы можно доехать», — смеется Майяла.