В воскресенье ночью следственный судья № 1 каталонского города Льейда вынесла постановление об отмене режима карантина и самоизоляции, объявленного было правительством Каталонии. Новый запрет гражданам на выход из дома должен был вступить в силу в 00:00 в ночь с воскресенья на понедельник в городе Льейда и семи других муниципалитетах района Сегрия, где проживают около 160 тысяч человек. Жители этих городов должны были вновь постоянно «оставаться дома». При этом выходить на улицу разрешалось только для того, чтобы пойти на работу, в случаях ухода за детьми или пожилыми людьми, посещения врача или для покупки продуктов питания. Въезд и выезд из города также должен был ограничиваться, за исключением рабочих поездок, а также для получения медицинских услуг или похорон.
Судья, однако, счел, что предложенные правительством меры нецелесообразны. Он напомнил, что это «государственная компетенция, которая осуществляется с гарантией участия в принятии такого решения парламента». Постановление гласит: «В любом случае, в соответствии со статьей 5 Конституционного закона 4/1981 от 1 июня „О режиме ЧС" глава правительства Каталонии может лишь запросить у правительства Испании объявить в данной местности чрезвычайную ситуацию». Основания для тревоги есть: в районе Сегрия зафиксирована одна из самых сильных вспышек коронавируса в Испании с момента отмены карантина в середине июня, что и вынудило правительство Каталонии принять решительные меры. Тем не менее суд признал их действия неправомерными.
«Предлагаемые правительством меры не только нецелесообразны, но и основаны на приблизительных данных и субъективных суждениях, что делает такое решение чрезмерным. Более того, предполагаемые административные действия не были должным образом расписаны», — заверяет дама-судья. По ее словам, правительство могло бы принять другие меры в соответствии с каталонским законом о гражданской защит — например, «ввести карантин только для лиц с симптомами коронавируса, или же лишь рекомендовать соблюдать самоизоляцию остальным жителям».
Отчет правительства Каталонии, в котором говорится, что распространение заболевания имеет «серьезный» характер, не показался судье достоверным. «Отчет недостаточно подробен, не объясняется, что значит „серьезный" характер распространения заболевания, а также степень этой серьезности. Не прописано, на каких основаниях члены правительства сделали этот вывод. Таким образом, данное решение никак не обосновано», — заключает судья в постановлении.
Принятые 4 июля ограничения на въезд и выезд из опасной местности не остановила рост числа заражений. В это воскресенье правительство Каталонии сообщило о 816 новых случаях в Каталонии, значительная часть которых зарегистрирована в районе Сегрия, где с начала вспышки было зарегистрировано 1500 случаев среди работников фруктовых и овощных компаний в разгар сбора урожая. Всего за 24 часа было зарегистрировано 190 новых случаев. На данный момент сложно отследить распространение вируса.
По словам министра здравоохранения Альбы Верже, запрет на въезд и выезд сократил скорость передачи с 1,9 до 1,2, но этого оказалось недостаточно, поэтому необходимо было принять меры, ограничивающие социальные контакты. Министр признала, что правительство оценило целесообразность компании по сбору урожая, которая привлекает около 30 тысяч сезонных рабочих в этот район, а также в район, граничащий с Арагоном.
Ограничения, объявленные в это воскресенье Альбой Вержес и министром внутренних дел Микелем Бучем, подразумевали возвращение региона к нулевой фазе — то есть к полной самоизоляции. Решение судьи может быть обжаловано в течение 15 дней. Это произошло после того, как главный прокурор Льейды Хуан Бонэ подал в Следственный суд № 1 заявление о том, что объявление карантина находится в юрисдикции государства Испания, а не местных властей. Через несколько часов судья Элена Гарсия-Муньос приняла обоснование прокурора и в судебном порядке отклонила решение правительства Каталонии. В Официальном бюллетене уже опубликована резолюция, подписанная министрами здравоохранения и министром внутренних дел.
Правительство Каталонии планировало освободить от карантина лишь тех, кто не может работать из дома, а также работников служб жизнеобеспечения. Также планировалось закрыть спортивные объекты (бассейны, спортивные залы) и культурные центры (библиотеки, театры, кинотеатры). И, естественно, ограничить занятия групповыми видами спорта. Также планировалось запретить собрания более 10 человек, как в закрытом помещении, так и на улице, а также свадьбы, религиозные службы и похоронные церемонии.
Магазины по их плану должны были быть открыты, но сходить туда можно было бы только по предварительной записи. Бары и рестораны также планировалось оставить открытыми, однако работать им можно было бы только для доставки на дом. Летние развлекательные центры для детей и молодежи пока остаются открытыми, но все их участники должны проживать в регионе. Во время пресс-конференции в Льейде Вержес повторила несколько раз: «Мы должны разорвать цепи передачи коронавируса. Необходимо ограничить все контакты с внешним миром».
Таким образом, по словам Вержес, меры подразумевали введение карантина в восьми муниципалитетах, где наблюдается «очень выраженный» рост числа случаев (Льейда, Алькаррас, Айтона, Ла-Гранжа-де-Эскарп, Масалькореч, Серос, Сосес, Торрес-де-Серге, а также Сукс и Раймат). Несмотря на это, политические лидеры божились, что данные меры не являются «тотальным карантином», а наоборот, служат тому, чтобы его избежать.
По словам мэра Льейды, господина Микеля Пуэйо, тотальный карантин имел бы «серьезные экономические последствия» в данном районе. «Сейчас ситуация крайне серьезная», — заверил он и потребовал гарантировать выплату зарплат рабочим, которые «в течение 15 дней» не смогут уехать из этой зоны или наоборот попасть на ее территорию.
На пресс-конференции Микель Бух уже заявил, что постановление правительства должно быть утверждено судом. По закону, без объявления режима чрезвычайной ситуации администрация не может принять решение об ограничении свободного передвижения граждан. «Сейчас мы ведем совместную работу с судами, чтобы решить этот вопрос», — сказал Бух во второй половине дня. «Мы не сомневаемся в том, что суд даст нам необходимое разрешение, как уже это имело место на прошлой неделе», — добавил он, имея в виду разрешение на закрытие границ региона Сегрия. Правительству Каталонии также удалось ввести карантин в Конка-д'Одена 12 марта, прежде чем правительство Испании ввело во всей стране чрезвычайное положение.
По словам Буча, направленное судьям прошение ссылалось на «эпидемиологические данные и их влияние на здоровье людей». Он также серьезно добавил: «Давайте быть в курсе происходящего. Завтра болезнь может распространиться дальше. Давайте быть настороже».
Ситуация с пандемией в Льейде временами ухудшается. Главная больница района Арнау де Виланова вынуждена направлять тяжело больных пациентов в Барселону, чтобы освободить места в отделении интенсивной терапии. В это воскресенье в больнице открылся третий этаж для 19 пациентов. В настоящее время планируется открыть еще один центр в больнице Санта-Мария. В отделение интенсивной терапии поступило 14 человек, средний возраст которых составляет 56 лет. По словам Вержес, в Сегрии процент людей с положительным результатом теста на коронавирус составляет 35% по сравнению с 5% или 10% в остальной части Каталонии.
В понедельник утром премьер-министр Испании Педро Санчес встретится с комитетом по контролю ситуации с коронавирусом, чтобы обсудить ситуацию в Льейде и другие вспышки вируса в Испании, а также государственный план обеспечения готовности и реагирования на новые вспышки заболевания, подготовленный Министерством здравоохранения.