В своей недавней статье в «Нью-Йорк таймс» бывший сотрудник ЦРУ Дуглас Лондон (Douglas London) пишет: «Мы не можем игнорировать общую картину американской политики в Афганистане».
Что это за «общая картина» такая? Лондона и остальных, кого возмутили обвинения, что Россия платит талибам наличностью за убийства американских солдат, волнует необъяснимая готовность президента Трампа «сносить российские угрозы нашим войскам, нашей безопасности и нашей демократии». «Войну расчета, отрицания и обмана», которую президент якобы развернул перед лицом этих обвинений, Лондон считает невыносимой. Что самое тревожное — это что президент до сих пор «не осудил российскую агрессию четко и ясно». «И как знает любой специалист по России, — заключает он, — молча терпя одну агрессию, мы накликаем другую, еще большую».
Разумеется, «агрессия» эта — во многом вещь субъективная. С точки зрения талибов, агрессор здесь — США. В конце концов, это американские войска вторглись в их страну в 2001 году и оккупируют ее по сей день. По иронии судьбы Америка пошла по стопам Советского Союза, который вторгся в Афганистан и оккупировал его в 1979 году.
После 11 сентября президент Джордж Буш ввел в Афганистан американские войска, потому что считал существующий режим в Кабуле неприемлемой угрозой безопасности. Примерно два десятилетия до этого советские войска тоже вторглись в Афганистан — и ровно по той же причине: кремлевские лидеры считали тогдашний режим в Кабуле угрозой советской безопасности.
В обоих случаях захватчики получили гораздо больше, чем рассчитывали. Провальная советская война в Афганистане во многом ускорила развал самого Советского Союза. Какую цену за свою войну, едва ли не столь же провальную, заплатим мы, еще неизвестно. Но ничто не предвещает, что будущие поколения сочтут войну в Афганистане высшей точкой военной истории США. Доказательств того, что потери американских войск — более 2 300 убитых и более 20 000 раненых — как-то укрепили положение Америки в мире, ее безопасность и процветание, немного.
То, что российское правительство Владимира Путина стремится к тому, чтобы США ушли из Афганистана, сомнений не вызывает. Поддержка Россией талибов — будь то денежная или иная — имеет стратегический смысл: это способ с минимальным риском умножить расходы, которые США несут по собственной глупости, потому что позволили себя втянуть в войну, победить в которой невозможно.
Однако чтобы изображать притворное негодование из-за того, что Россия воспользовалась трудностями, которые мы сами себе создали, нужна либо крепкая доза лицемерия, либо удобно короткая память. Представься такой шанс нам, мы бы сделали то же самое. Мы и сделали — причем, нанесли при этом куда больший урон.
В 1980-х США поддерживала моджахедов — их тогда называли «борцами за свободу — и американское оружие помогло им убить немало российских солдат. Почти целое десятилетие бывшее ведомство господина Лондона тратило на оружие и помощь моджахедам миллиарды долларов. В общем и целом безрассудная попытка Кремля определить будущее Афганистана унесла жизни 15 000 советских солдат — и еще 35 000 получили ранения.
Вклад Америки в эти потери был неизмерим, и многие в Вашингтоне ликовали. Русские сейчас получили шанс хотя бы на толику мести.
Американцы не оплакивают молодых русских, погибших на этой ненужной войне. Мы оплакиваем собственных солдат, не вернувшихся домой.
И все же протестовать против современного российского вмешательства в Афганистане — это все равно, что выбить дверь в курятник, а затем ругать лису за то, что слопала цыплят. Это удобный способ закрыть глаза на истинный источник бед.
В чем именно заключается преступление? Кто преступник? Это сложные вопросы, и простых ответов на них нет.
Ответы зависят от того, где вы будете их искать. Ограничьте поиск недавними обвинениями, что русские потворствуют талибам, и вы получите один набор ответов. Посмотрите, как выразился Дуглас Лондон, на «общую картину», и ответ будет совсем иной.
Вот общая картина, признавать которую в Вашингтоне почти никто не хочет: после холодной войны США со злым умыслом воспользовались слабостью России. С распадом Советской власти мы наведались в курятник Восточной Европы и некоторых бывших советских республик, оставшихся без присмотра. Результатом стало расширение НАТО и Европейского Союза на восток. С точки зрения Кремля, это был враждебный акт, и президент Путин его не забыл.
У США нет причин огрызаться насчет своих достижений после холодной войны за счет России. Столь же глупо ожидать, что Путин упустит первую же возможность отомстить. Политика — это не игрушки.
Для США на данном этапе насущная необходимость — не дать Путину шанс воспользоваться нашей уязвимостью. Средства для этого вполне доступны: немедленно прекратить войну в Афганистане и завершить бесконечно обсуждаемый вывод войск США.
В чем заключается преступление? В ошибочной войне такое случается безо всякой причины. Кто преступник? Те, кто готов подвергать американских солдат опасности без какой-либо определенной цели.
Эндрю Басевич — президент Института ответственного государственного управления Куинси.
* — запрещенная в России организация.