Господин президент,
14 июня этого года вы заявили: «Прошлое здесь. Не нужно переписывать или уничтожать его, как сейчас поступают со статуями (…). Оно здесь, и поэтому историю нужно принять». Совсем недавно ваша супруга отказалась от привычного для нее молчания и выразила похожую точку зрения: «Прошлое здесь. Не нужно переписывать или уничтожать его, как сейчас поступают со статуями (…). Это кое-что говорит о нас, даже если нам это не нравится. Оно здесь, и поэтому историю нужно принять».
Вы оба правы, «историю нужно принять». И мы считаем, что это утверждение необходимо проиллюстрировать, дать пример на высочайшем государственном уровне. На уровне президента. Вы проживаете с супругой в Елисейском дворце, и нам хотелось бы, чтобы следы истории вашей резиденции были известны всем, прежде всего, вам самим.
Елисейский дворец был построен ровно три века назад, в 1720 году, на деньги Антуана Кроза для дочери и зятя. Как пишет Сен-Симон, Антуан Кроза был в тот период «самым богатым человеком Парижа» и, следовательно, всего королевства. В 1701 году он получил разрешение на поставку рабов в испанские колонии, которые, разумеется, были огромным рынком. В скором времени он стал владельцем Луизианы и создал Луизианскую компанию. Он также возглавлял Гвинейскую компанию. Другими словами Антуан Кроза, без сомнения, был крупнейшим работорговцем в истории Франции.
Именно в этом дворце сегодня проживает президент Французской Республики. Как Дональд Трамп, живущей в Белом доме, немалую часть которого построили черные рабы. Все это не случайность — многие французские дворцы (как ваш), банки (в том числе Банк Франции) и ведомства связаны с капиталами работорговли. Но никто об этом не знает, поскольку «следы» были стерты, как вы справедливо отметили. Но «прошлое здесь. Историю нужно принять».
Вы не можете переехать, но вам следует признать это преступное и рабовладельческое наследие. Хотите вы того или нет, сегодня этот рабовладельческий дворец — ваш дворец. Вам надлежит сделать так, чтобы следы этого прошлого не были стерты, поскольку «историю нужно принять», как вы сами говорили вместе с супругой. Раз вы не можете уехать (это было бы абсурдно) и отрицать прошлое (сейчас это уже невозможно), вы должны сделать так, чтобы всем стало известно о «следах» истории.
В этом суть вашего обязательства. Вы назвали колонизацию преступлением против человечности во время кампании и удовлетворили запрос CRAN на возвращение колониальных сокровищ. Поэтому мы призываем вас создать во дворе Елисейского дворца мемориал в память о рабах, чтобы указать на происхождение средств, которые обеспечили строительство. Дело в том, что эти капиталы, полученные от недобросовестно приобретенных благ, являются невидимым следом прошлого, который нужно принять и объяснить.
Сейчас 2020 год. По случаю 300-летия Елисейского дворца и 14 июля, мы призываем вас объявить в вашем выступлении о начале углубленного исторического исследования, которое позволило бы выявить все связи рабства с видными институтами республики, а не только Елисейским дворцом, являющимся лишь верхушкой айсберга. Все должны узнать о тех, кто наживались на рабстве и получили работорговческие компенсации в 1848 году. Университетский колледж Лондона уже провел прекрасное исследование в этом вопросе. Вы можете объявить 14 июля о начале дискуссии о создании мемориала, который мы мечтаем увидеть. Таким образом, посетители, входящие в Елисейский дворец, не смогут игнорировать следы истории, чего хотите вы, как и мы.