Дело не в том, что российские компании переводят свои офисы в Россию. Большинство их офисов находится в России, и большая часть их деятельности тоже разворачивается в России. Но их акционеры — то есть люди, которые инвестирую свои средства в их бизнес, — это в основном американцы и британцы. Эти российские компании зарегистрированы на Нью-Йоркской фондовой бирже. В системе автоматической котировки Национальной ассоциации биржевых дилеров (Nasdaq). На Лондонской фондовой бирже. А как насчет Московской фондовой биржи? Кто они там? Пустое место?
Теперь, когда процентные ставки по сберегательным вкладам стали низкими, россияне начали инвестировать в фондовый рынок. Спустя несколько лет после строительства сверкающего международного финансового центра Москва, возможно, наконец приблизилась к тому, чтобы отбить миллиарды рублей, которые были потрачены на сталь и стекло. И это стало возможным во многом благодаря тому, что российские компании теперь постепенно превращают россиян в своих акционеров. Эти российские компании все так же зарегистрированы на Нью-Йоркской фондовой бирже. Но они также предлагают свои акции в Москве — зачастую в долларах, чтобы привлечь больше потенциальных акционеров.
«Всплеск уровня продаж и рост степени участия внутренних инвесторов дает компаниям дополнительный повод для того, чтобы регистрироваться на московской бирже в погоне за дополнительной ликвидностью и более низкой волатильностью», — сказала Алина Сычева, руководитель департамента рынков заемного и акционерного капитала, управляющий директор Sova Capital.
Доля российских розничных инвесторов быстро растет. Сейчас на них приходится около 40% общего объема торговых операций по акциям компаний, зарегистрированных на Московской бирже.
Регистрация на Московской бирже обязательна для того, чтобы компанию включили в индекс MSCI Russia. Это в свою очередь обеспечивает российским компаниям, входящим в MSCI Russia, рост потока портфельных инвестиций.
Некоторые российские компании до сих пор рассматривают регистрацию на иностранных биржах с точки зрения мерок какой-то конкретной отрасли — к примеру, регистрация в системе автоматической котировки Национальной ассоциации биржевых дилеров (Nasdaq) является обязательным шагом для тех технологических компаний, которые рассчитывают на «показатели, сравнимые с показателями акций американских технологических компаний». Московская компания интернет-рекрутмента Headhunter в прошлом году зарегистрировалась в Nasdaq.
Московская биржа, по всей видимости, уже подтвердила свой статус серьезного соперника — если не в качестве лидера, но определенно в качестве надежного резерва.
Если вы российская компания, решившая выпустить свои акции сегодня, вы уже не станете размещать их в Нью-Йорке и Лондоне. Вы разместите их в Москве. Вы открыли для себя российского индивидуального инвестора.
Это станет ценным дополнением к объему торговых операций.
«Вторичное размещение на Московской бирже оказалось для нас мощным драйвером ликвидности», — сказал Нери Толлардо (Neri Tollardo), глава отдела связей с международными инвесторами в Тинькофф банке. По его словам, в среднем объем ежедневных торгов «увеличился почти в три раза», и «это позволило нам воспользоваться плодами бурного роста российского рынка индивидуальных инвестиций. Примерно 50% нашего среднего объема ежедневных торгов теперь приходится на Москву».
Тинькофф банк зарегистрировался на Московской бирже в октябре. С начала года по сегодняшний день их акции выросли на 30,4%.
В 1990-х годах, когда Советский Союз распался и россияне пытались приобщиться к финансовому капитализму, несколько российских компаний, такие как «Мобильные телесистемы» и крупная горнодобывающая компания «Мечел», зарегистрировались на Нью-Йоркской фондовой бирже. Все хотели разместить свои акции там, потому что в России не было ничего подобного. У российских компаний попросту не было выбора.
После вступления в силу новых норм и требований — в частности Закона Сарбейнза-Оксли — размещать акции на Нью-Йоркской бирже стало более проблематично и дорого, потому что компаниям необходимо было выполнить массу требований Комиссии по ценным бумагам и биржам США. Лондонская фондовая биржа оказалась более дешевой альтернативой нью-йоркской бирже.
В 2000-х годах Россия продолжала выстраивать свой рынок ценных бумаг, пытаясь оправиться от «ковбойского капитализма», расцвет которого пришелся на 1990-е годы после распада Советского Союза.
Когда в 2013 году появились Российская торговая система и Московская межбанковская валютная биржа, российский рынок ценных бумаг перешел на новую ступень в процессе своей модернизации, и компании, знавшие правила лондонской и нью-йоркской бирж, взяли это на заметку.
Российские банки, такие как «Тинькофф банк» и крупнейший в России «Сбербанк», пытаются вызвать интерес у широких масс и убедить россиян стать акционерами российских компаний.
Другой причиной для этого является то, что ликвидность в Лондоне постепенно снижается.
На пике в январе 2012 года на Лондонской фондовой бирже были размещены акции 37 российских компаний, а к июню 2020 года их осталось 24, и, согласно статистике LSE Group, с момента возвращения на эту биржу российской золотодобывающей компании «Полюс» в июне 2017 года больше ни одна российская компания не размещала там свои акции.
В июле Лондонскую биржу покинет и российская энергетическая компания ТНК. По словам ее генерального директора Игоря Корытько, он больше не считает размещение акций на Лондонской бирже приоритетом компании.
Некоторые иностранные инвесторы, возможно, тоже стали обращать внимание на Россию последние четыре года, когда эта страна превратилась в политическую грушу для битья — ее обвиняли во всех грехах, от Брексита до избрания Дональда Трампа в 2016 году.
На Московскую биржу «вернулись» 12 компаний, не считая группы EN+, акции которой некоторое время были размещены на двух биржах, после чего она осталась только на Московской бирже.
Первой компанией, «вернувшейся домой», стал российский платежный сервис Qiwi, который зарегистрировался на Московской бирже в октябре 2013 года. Позже его примеру последовали X5 Retail Group, «Полиметалл» и «Яндекс». Они все приняли это решение, чтобы повысить ликвидность внутри России.
Согласно данным Московской биржи, за первую половину 2020 года индивидуальные инвесторы вложили 220 миллиардов рублей (2,8 миллиарда долларов) в российские акции. Это в 56 раз больше, чем в 2019 году.
«Наша регистрация на местной фондовой бирже стала важной вехой в нашей истории как открытой компании, и она позволила миллионам россиян стать нашими акционерами, — сказал генеральный директор Mail.ru Group Борис Добродеев. — Мы продолжим создавать технологии, которые позволят повысить биржевую стоимость акций, и мы считаем, что регистрация на бирже позволит повысить общую ликвидность нашей компании».
Недавно представители компании Headhunter заявили о том, что она тоже готовится сделать этот шаг. Компания уже получила разрешение на вторичное размещение американских депозитарных расписок на Московской бирже.
Такое возвращение компаний в Россию объясняется в первую очередь выраженным интересом со стороны российских индивидуальных инвесторов.
По данным Московской биржи, в 2014 году на рынке появилось 72 тысячи новых частных клиентов — довольно приличное количество для страны, привыкшей к денежным вкладам и облигациям российского правительства. В 2019 года число частных инвесторов выросло почти до 2 миллионов, а за первую половину 2020 года на Московской бирже появилось еще 1,5 миллиона новичков на российском рынке ценных бумаг.