Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Если бы памятники могли говорить: расизм против памятников и Колумбово яйцо (El Imparcial, Испания)

Зря города США отказывались от памятника Колумбу в исполнении грузинского монументалиста.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Автор, друг Церетели и поклонник конкистадоров, сокрушается по поводу отказа США принять церетелиевского Колумба в 1992 году. Нынешние маленькие статуи великого мореплавателя просто неспособны противостоять псевдоборцам с расизмом. А вот нашего Колумба (прообраза Петра на Москва-реке) они бы испугались.

Если за последние четыре года вы не были в Пуэрто-Рико, то вряд ли бы узнали, что в этой стране, одной из самых маленьких в мире, установили самый большой в мире памятник Христофору Колумбу. Сама фигура первооткрывателя Америки достигает 81,7 метра в высоту. Она выше, чем статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро (30,1 метра) или статуя Свободы в Нью-Йорке (33 метра) без пьедесталов. Но если прибавить пьедестал, то памятник Колумбу достигает 126 метров в высоту и становится одним из самых высоких в мире (статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро — 38 метров, Статуя Свободы в Нью-Йорке — 93 метра). Выше него на два метра только статуя Будды Весеннего Храма в Лушане (Китай).

И как так получилось, что этот гигантский, знаковый памятник был установлен в не очень известном и мало посещаемом туристами месте? Он стоит в небольшом городке Аресибо, где проживает очень мало жителей и почти нет зон жилой застройки. Аресибо расположен недалеко от северного побережья, где, предположительно, высадился Колумб с другими моряками в 1493 году во время второй экспедиции. Сначала памятник хотели поставить в пригороде столицы Сан-Хуан, но из-за своих размеров он мог помешать самолетам, которые взлетают и садятся в столичном аэропорту.

Очевидно, что этот Колумб гораздо лучше «вписался» бы в ландшафт большого и посещаемого города североамериканского континента, например, в тех же Соединенных Штатах. И что установить его нужно было не в 2016-м, а в 1992 году, когда весь мир праздновал 500-летие Открытия Америки.

Так же думал и создатель памятника, всемирно известный российский скульптор Зураб Церетели. Его имя и фамилия звучат не совсем по-русски. Дело в том, что родился он в Грузии, небольшой кавказской стране, которая подарила миру выдающихся политиков и деятелей искусства. Например, того же Сталина, самого Церетели (подробнее о нем я расскажу дальше) или всемирно известного артиста балета и американского хореографа русского и грузинского происхождения Джорджа Баланчина (Георгий Мелитонович Баланчивадзе).

Зураб Церетели — это международный деятель искусства, но, прежде всего, его связывают с российской и родной грузинской культурой. Большую часть своей жизни он провел в России, в Москве, и по-прежнему там живет. Даже после того, как Грузия перестала быть частью распавшегося Советского Союза. В то же время он гражданин Грузии, и на его малой родине его очень уважают. Мне известно, что он прилагает всяческие усилия, чтобы уладить политический конфликт последних лет между Россией и Грузией.

Также Зураб очень любит испанскую культуру. Именно это меня и свело с этим приятным, добродушным и щедрым грузином еще до того, как началась вся эта история с памятниками Колумбу.

Мы много говорили об Испании и ее культурном наследии: Сервантесе, Лорке, Пикассо, Дали, Веласкесе, Гойе и других гениях испанской культуры. Зураб рассказывал, что хотел создать огромную статую Дон Кихота из бронзы (его любимый материал). Но идея открытия Америки, учитывая близость 500-летия этого события в то время, затмила все остальные темы, связанные с Испанией.

Церетели хотел установить памятник «Открывателю» в самой важной стране американского континента, Соединенных Штатах Америки. Но, к удивлению этого всемирно известного деятеля искусства, памятники которого установлены в самых разных странах, ни Нью-Йорк, ни Балтимор, ни Майами, ни даже город Колумбус в штате Огайо не хотели принять такой «подарок» от российского скульптора.

Возможно, такие важные города, как Нью-Йорк, Балтимор и Майами отказались установить памятник Колумбу, потому что англо-американские историографы никогда не оценивали испанскую колонизацию Америки «положительным образом», а самого Колумба считали скорее итальянцем, чем испанцем. Кроме того, возможно, они не хотели, чтобы «русский» установил памятник великому испанскому первооткрывателю в сердце Америки, в Нью-Йорке. И потом: кто же в США согласится на то, чтобы какой-то монумент был выше самой статуи Свободы? К тому же простодушный Церетели, пытаясь сделать памятник привлекательным для туристов, дал ему нескромное название — «Рождение нового Света».

Если в случае упомянутых больших городов «исторический расизм» был лишь подозрением, то в городе Колумбус он не вызывал уже никаких сомнений. Там принять монумент отказалась «возмущенная» оппозиция из представителей коренного населения, то есть индейцев. Они руководствовались тем же мифом, который придумали «янки»: будто все беды американских индейцев начались с прибытием Колумба и связаны с ним.

Мою теорию об «историческом расизме», который превратился в «расизм по отношению к памятникам», подтверждает тот факт, что Нью-Йорк без зазрения совести принял другое произведение российского скульптора грузинского происхождения. Речь идет о памятнике, посвященном жертвам теракта 11 сентября, когда были взорваны башни-близнецы. Называется он «Слеза скорби». Конечно, ведь у слез нет «цвета», они прозрачные, кто бы ни плакал: чернокожий, белый, желтый или индеец.

Этот монумент, как и все созданные Церетели, весьма оригинален и, как всегда, огромен. Гигантская 32-метровая стальная башня, облицованная бронзой, в которой зияет рваное отверстие с подвешенной в нем 11-метровой огромной слезой из блестящей нержавеющей стали, которая и дала название монументу. Это был подарок Церетели жителям Нью-Йорка, хотя «официально» на памятной табличке написано, что это подарок Соединенным Штатам от всего российского народа сразу.

На открытие памятника, которое состоялось ровно через пять лет после теракта 11 сентября, прибыл сам президент России Владимир Путин, что тогда вызвало большой ажиотаж. «Слеза» расположена очень выгодно, в конце бывшего военного океанского терминала в Байонне, штат Нью-Джерси, в 15 километрах к северу от «большого яблока». Если прибывать в Нью-Йорк на корабле из Атлантики, то сначала видно именно этот памятник. Даже раньше, чем саму статую Свободы.

Но вернемся к монументу «Рождение Нового Света» в Пуэрто-Рико. Так вот: жители маленького карибского острова были рады получить памятник. Для них было честью установить статую того, кто больше 500 лет назад открыл этот самый остров и целый континент, который впоследствии назовут Америкой. Статую доставили в Пуэрто-Рико в 1998 году, ее пришлось разобрать и отправить в хранилище, где она 18 лет ждала, пока власти и местные предприниматели соберут 20 миллионов долларов, чтобы установить ее на огромном 44-метровом пьедестале. Он символизирует каравеллу, на которой к этим райским пляжам прибыл Христофор Колумб и его команда. Сам автор также участвовал в сложных работах по сбору огромного памятника.

Пуэрто-Рико — не очень богатая страна, но всё же она смогла собрать деньги, чтобы воздать должное испанцам, которые обучили индейцев европейскому языку, обычаям и вере в Бога, а в итоге еще и породнились с местным населением, став креолами. Какой прекрасный пример исторической благодарности и достоинства!

Но история Колумба и российского скульптора грузинского происхождения на этом не заканчивается. Есть еще одна часть, в которой «монументальному» Колумбу повезло больше.

Чтобы почтить такое событие, как открытие Америки, Церетели намеревался установить два памятника в двух исторически важных точках путешествия испанского мореплавателя. Итак, первый там, где оно завершилось — в Америке. Об этом я уже рассказал. И второй там, где оно началось — в Испании. Для этого он создал еще один памятник Колумбу, один из самых оригинальных и больших в Испании. Он назвал его «Рождение Нового Человека», но из-за своей формы в народе он известен как «Колумбово яйцо».

Монумент представляет собой огромное 45-метровое яйцо, образованное из парусов и канатов кораблей, на которых знаменитый мореплаватель прибыл в Новый Свет. Внутри яйца установлена 32-метровая бронзовая статуя Христофора Колумба. В руках адмирал держит развернутую карту, на которой изображены три каравеллы. Как мне однажды рассказывал сам Церетели, идея придать памятнику форму яйца появилась у него из-за известной истории об открывателе Америки. Согласно этой истории, Христофор Колумб был первым, кто смог поставить яйцо вертикально. И правда: если кто-то пытался это когда-нибудь сделать, то знает, что это совсем не легко.

А теперь представьте, что вам нужно поставить вертикально огромное яйцо, которое я описал. С поставленной задачей справилась испанская строительная компания «Драгадос и Конструксьонес» (Dragados y Construcciones). Она была первой, кому удалось это сделать. А мне посчастливилось стать частью этой необычной истории.

Однажды, когда я работал в Москве в представительстве одной важной испанской финансово-промышленной группы, одним из партнеров которой была компания «Драгадос и Конструксьонес», мне позвонил один из директоров строительной компании и спросил, знаю ли я некоего Церетели, скульптора и архитектора, который живет в Москве. Я ответил, что знаю и даже дружу с ним. Директор фирмы сразу обрадовался и сказал, что скоро приедет в Москву, чтобы пообщаться со скульптором. Он попросил меня помочь организовать встречу. Дело в том, что когда Зураб Церетели был в Испании, он предложил королю в качестве подарка в честь 500-летия открытия Америки скульптуру, которую он создал, чтобы почтить это важное историческое событие. Король с радостью принял этот подарок и предложил компании «Драгадос и Конструксьонес» осуществить все работы по сборке и установке монумента в выбранном месте.

Когда директор строительной компании встретился в Москве со скульптором — я организовал встречу и выступал в качестве устного переводчика с испанского на русский — он узнал о размерах «яйца». И тут вся его радость сразу же испарилась. Как хороший инженер, он тотчас же осознал, насколько трудно будет установить «яйцо» весом 450 тонн так, чтобы оно не упало. Ведь яйцо — это одна из самых неустойчивых пространственных фигур. Так и получилось. Директор «Драгадос и Конструксьонес» несколько раз приезжал к Церетели, чтобы проконсультироваться с ним относительно внесения некоторых изменений в конструкцию. Инженеры строительной компании были вынуждены их внести, чтобы яйцо приобрело соответствующую устойчивость.

Было решено установить памятник в Севилье, откуда отправилась экспедиция первооткрывателя. В парке Сан-Херонимо, недалеко от выставочных павильонов «Экспо-92». Огромные части этого гигантского монумента были привезены на корабле из Санкт-Петербурга в баскский порт Сантурсе, а оттуда на специальных грузовиках доставлены в Севилью. Во время установки возникли многочисленные трудности, из-за чего дата открытия монумента несколько раз откладывалась. В итоге памятник был открыт 9 октября 1995 года. Официально его считают подарком мэрии Москвы городскому управлению Севильи.

Так исполнилась мечта российского скульптора грузинского происхождения — миру явились и «Открытие» нового света, и «Рождение» нового человека.

За год до этого перед штаб-квартирой ЮНЕСКО в Париже был открыт такой же памятник Колумбу, что и в Севилье, но поменьше — 160×112×90 сантиметров. Это было сделано, чтобы подчеркнуть важность испанского открывателя для всемирной культуры. Эта скульптура находится среди работ Генри Мура, Альберто Джакометти, Пабло Пикассо, Александра Колдера и других выдающихся скульпторов XX века.

Все работы Церетели, посвященные Колумбу, — это пример невероятного вклада российской культуры в испанскую, о котором я уже рассказывал в одной из предыдущих статей.

К сожалению, волна вандализма и разрушения исторических памятников в самой Америке, свидетелями которой мы стали, показывает, что настоящий «новый человек» оказался не таким уж идеальным. Увы, он не похож на монумент, созданный в его честь российским скульптором грузинского происхождения Зурабом Церетели.

Несколько дней назад я видел по телевизору, как толпа фанатиков, выступающих против всего, разрушала памятник Колумбу в Балтиморе. Это был памятник из камня, и сломать его было легко. Если бы в свое время этот важный американский город принял монумент открывателю, предложенный Зурабом Церетели, то сегодня город не остался бы без образа Колумба, и просвещенные люди, «нормальные» граждане смогли бы наслаждаться одним из символов своей истории. Потому что разрушить памятник высотой с 40-этажный дом и весом в 200 тонн, сделанный к тому же из стали и бронзы, не удалось бы никакой банде вандалов. Колумб, созданный Церетели, не сдвинется со своего места ни на миллиметр. Он с достоинством выстоит против любого урагана ненависти и разрушения, исходящего от пещерных людей нашей эпохи, неспособных на взвешенный взгляд на историю.

Я всегда буду помнить слова Зураба: «Люди должны друг друга искать и находить. Поэтому меня привлек Колумб, который 500 лет назад нашел путь из Европы в Америку. Он был Новым Человеком своего времени и он открыл Европе Новый Свет».