Сильные мира сего редко подробно информируют общественность о своих телефонных переговорах. А если такое случается, то за этим, как правило, скрывается какой-то расчет. Так, представители МВФ не случайно в ночь на среду сообщили, что его директор Кристалина Георгиева созвонилась с президентом Украины. «У меня сегодня состоялся откровенный разговор с президентом Владимиром Зеленским о наших сомнениях по поводу давления, которому подвергался Национальный банк Украины», — приводилась в сообщении цитата Георгиевой. Косвенно она пригрозила Киеву сокращением финансовой поддержки.
Причина этого возможного шага — отставка председателя украинского ЦБ Якова Смолия в начале июля. Сам он назвал ее «ответом на систематическое давление», сделавшее невозможным выполнение им «обязанностей председателя Национального банка». 59-летний чиновник, занимавший пост с 2018 года, подчеркнул, что это предупреждение всем, кто пытается ограничивать институциональную независимость ЦБ.
Еще тогда МВФ, недавно выражавший готовность предоставить Украине новые кредиты на пять с лишним миллиардов долларов и уже успевший перевести 2,1 миллиарда, незамедлительно потребовал от Киева обеспечить независимость ЦБ, так как именно независимость является ключевым условием программы помощи, в которой МВФ участвует наряду с Всемирным банком и ЕС. Помощь исчисляется при этом сотнями миллионов долларов.
Скрытая угроза?
Теперь МВФ, видимо, считает нужным вмешаться. Сначала Георгиева похвалила действия украинского руководства, назвав последние годы «историей успеха». По ее словам, независимость ЦБ обеспечивает макроэкономическую стабильность, поддерживает доверие инвесторов и защищает финансовую систему страны. Все это «решающие предпосылки для инвестиций и роста», подчеркнула глава МВФ. По ее словам, убедительные действия Национального банка стабилизировали украинскую экономику и обеспечили успешную санацию «подверженного мошенничеству финансового сектора».
Выразив поддержку курса прошлого руководства Национального банка Украины, председатель МВФ обратилась непосредственно к Зеленскому, добившемуся большой популярности в качестве комедийного актера и телеведущего. Георгиева подчеркнула, что сохранение независимости ЦБ отвечает интересам самого Киева. В последних словах скрывалась косвенная угроза: независимость ЦБ — главная предпосылка для дальнейшей реализации программы помощи.
Получивший предупреждение президент в среду вечером в свою очередь объявил, что новым председателем Национального банка будет назначен глава государственного Укргазбанка Кирилл Шевченко. Впрочем, это решение должно быть одобрено парламентом.
Дискуссия по поводу главного института, определяющего национальную денежную политику, очень отягощает ситуацию на Украине, хронически страдающей от коррупции, к которой сейчас прибавилась еще и пандемия коронавируса. Зеленский неоднократно требовал от Нацбанка понизить ключевую ставку, надеясь оживить тем самым внутренний спрос и экономический рост.
Отставка Смолия, однако, вызвала новые сомнения в чистоплотности действий правительства. Украинская гривна значительно обесценилась по отношению к евро и доллару, а запланированный выпуск 12-летних евро-облигаций на 1,75 миллиарда евро пришлось отменить — не в последнюю очередь из-за опасений, что МВФ откажет Киеву в дальнейшей помощи.
Под давлением МВФ парламент недавно одобрил земельную реформу, после которой землю можно будет отдавать в залог, а также закон о банках, запрещающий вернуть конфискованный и санированный государством банк одному олигарху, который поддерживал Зеленского в ходе президентской избирательной кампании.
Украина, численность населения которой составляет 42 миллиона человек, несет серьезные потери из-за войны с Россией в Донбассе на востоке страны. При этом речь идет не только о гибели людей, но и об огромных экономических потерях. Институт международных экономических сравнений в Вене недавно оценил стоимость восстановления разрушенного региона в 22 миллиарда долларов.