Администрация американского президента Дональда Трампа отказалась от военного сокращения, к которому мир стремился после окончания холодной войны, и пытается сдержать военную экспансию Китая. Тем не менее у нее пока нет стратегии для контроля регионального напряжения. Действия России и КНДР приводят к нарушению баланса сил на Дальнем Востоке. В связи с этим для союза Японии и США наступают сложные времена. При этом соседние страны внимательно наблюдают за его состоянием.
Китай сохраняет бдительность в отношении размещения американских ракет в Японии
18 декабря прошлого года министр обороны Японии Таро Коно совершил визит в Китай и провел встречу со своим китайским коллегой Вэй Фэнхэ. Это случилось во время ужина после переговоров. Вскоре после тоста радушная атмосфера стала напряженной.
По словам участников переговоров с обеих сторон, спокойствие нарушил замначальника Объединенного штаба Центрального военного совета КНР Шао Юанмин: «Япония на полном серьезе обсуждает размещение американских баллистических ракет средней дальности?»
В феврале того же года США объявили о выходе из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). В августе это соглашение было аннулировано.
Цель США — сдержать Китай, который не был ограничен договором и беспрепятственно разрабатывал ракеты. Шао Юанмин пытался выяснить, собирается ли Япония разместить американские ракеты, предназначенные для этого.
Коно ответил, что пока таких планов нет, и подчеркнул, что Китай обладает большим количеством ракет. На это китайская сторона заявила, что ее ракеты не направлены против Японии.
Разрыв ДРСМД свидетельствует, что экспансия Китая обесточила существовавшую российско-американскую военную структуру. Тем не менее США и Китай обостряют конфронтацию, так и не найдя на замену механизмы для военного сокращения и контроля за вооружениями.
На фоне внимания мирового сообщества к проблеме Гонконга напряжение растет на Тайване.
Утром 9 июня с американской базы на Окинаве взлетел военно-транспортный самолет С-40А. По словам эксперта из Пекинского университета, отследившего маршрут самолета, американский транспортник, вошедший в воздушное пространство Тайваня с севера, направился на юг вдоль западного побережья.
Цели американской армии неизвестны, однако реакция на это Китая была жесткой. По информации тайваньской стороны, китайские войска в тот же день направили в зону противовоздушной обороны Тайваня истребитель СУ-30. После этого в течение месяца китайские военные самолеты входили в зону противовоздушной обороны Тайваня десять раз. С января по май было всего семь появлений, но их количество резко выросло.
13 июля начались плановые крупномасштабные военные учения Тайваня «Ханьгуан». Их суть в отражении высадки китайских войск. Наблюдавшая за маневрами президент Тайваня Цай Инвэнь подчеркнула: «Учения продемонстрировали миру сильные оборонительные возможности и твердую решимость защищать Тайвань».
Между тем китайская сторона утверждает, что американские разведчики и другие самолеты пролетали над Тайванем намного чаще, чем китайские ВВС.
Проблема Тайваня — это ядро конфликта между Китаем и США. В ходе Третьего кризиса в Тайваньском проливе в период с 1995 по 1996 год Китай осознал мощь американской авианосной группы, направленной на защиту Тайваня. В связи с этим он стал активно наращивать возможность «ограничения и воспрещения доступа и маневра» (A2AD).
Разработка ракет, связанная с аннулированием ДРСМД, также находится в этом контексте.
С тех пор прошло четверть века. При Си Цзиньпине, который периодически говорит о чувстве долга объединить Китай с Тайванем, китайская армия стала реалистично относиться к возможному столкновению с США. При этом ее нервирует роль Японии в возможном конфликте.
В соответствии с законодательством о безопасности 2015 года, деятельность Японии по материально-техническому обеспечению была расширена, и теперь стало возможным пользоваться правом на коллективную самооборону, если ситуация будет признана критической.
В 2017 году силы самообороны Японии провели учения на карте, в ходе которых предполагалась чрезвычайная ситуация на Тайване. «У США и Японии есть три тактики на случай инцидентов на Тайване», — отмечает источник в министерстве обороны Японии.
Кроме того, в последнее время администрация Трампа стала требовать, чтобы союзники оплачивали американское присутствие или брали на себя часть расходов. Баланс сил Китая и США в Восточной Азии серьезно изменился. Если в Тайваньском проливе вновь разразится кризис, Японии будет сложно опять молча наблюдать за ситуацией, как это было в 1990-е годы.
КНДР провоцирует, видя несогласованность действий США, Японии и Южной Кореи
В июне Япония отказалась от проекта размещения «Иджис Эшор», и это вызвало громадный интерес со стороны соседних стран. Одна из них — КНДР.
Комментируя дальнейшую стратегию безопасности Японии без «Иджис Эшор», премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявил об обсуждении возможности нанесения ударов по базам противника. Центральное телеграфное агентство Кореи тут же выступило с протестом: «Япония должна осознать, что она движется к самоуничтожению».
В 2017 году в северокорейской газете «Нодон» была опубликована карта Японского архипелага с подписью «Зона операций в Японии». Эксперты из США, Японии и РК считали, что ракеты КНДР средней и малой дальности нужны для нанесения упреждающих ударов по американским базам в южнокорейском Пусане и японском Ивакуни.
Действительно, администрация Ким Чен Ына проводила испытания ракет и искала способы атаковать американские базы в Японии и Южной Корее. Именно поэтому испытания проходили в различной форме: чтобы их не сбили, ракеты запускались под бОльшим углом, а скорость снижения повышалась; траекторию полета делали ниже, чтобы их было тяжелее обнаружить радарам и так далее.
КНДР также ведет разработки баллистических ракет малой дальности, боеголовка которых может менять направление прямо перед целью. В октябре прошлого года была успешно испытана новая баллистическая ракета морского базирования «Pukguksong-3».
Почему Японии, США и Южной Корее не удалось заставить КНДР прекратить ракетные разработки?
Северная Корея придает большое значение переговорам по денуклеаризации с США, но при этом не стесняется запугивать Японию и Южную Корею. Поскольку она помнит: США отдают приоритет своим собственным интересам и защите территории. Кроме того, Пхеньян видит все разногласия, которые возникают в альянсе Япония — США — Южная Корея.
В 2002 году президент США Джордж Буш разорвал рамочное соглашение с КНДР по причине подозрений, связанных с обогащением Северной Кореей урана, уже через месяц после переговоров между премьер-министром Японии Дзюнъитиро Коидзуми и Ким Чен Иром.
Надежды Японии восстановить дипломатические отношения с КНДР рухнули. В 2012 году соглашение с КНДР подписал президент Обама, однако оно касалось только прекращения разработок ядерного оружия и баллистических ракет дальнего радиуса действия. Ракеты малой и средней дальности, в радиусе действия которых находятся Южная Корея и Япония, этот договор не затрагивал.
КНДР видит, что администрация Трампа также следует этой дипломатической линии, молча одобряя северокорейские ракеты малой и средней дальности, поэтому выводит провокации против РК и Японии на новый уровень.
Центральное телеграфное агентство Кореи в мае сообщило, что на заседании центрального военного комитета КНДР был взят новый курс на управление стратегическими силами в состоянии подготовки к войне. Можно сказать, что было объявлено развертывание подводных лодок, оснащенных баллистическими ракетами морского базирования.
В июне КНДР взорвала межкорейский узел связи в Кэсоне, который являлся символом примирения с Южной Кореей. «Если сотрудничество между США, Японией и Южной Кореей не будет проходить гладко, в Японском море возникнет силовой вакуум с геополитической точки зрения, и КНДР воспользуется этим», — опасается представитель сил самообороны Японии.
Дилемма России на фоне сотрудничества с Китаем
Китай усиливает конфронтацию с США. КНДР видит насквозь альянс США, Японии и РК. В этом свете Россия также находится в непростом положении. Ей невыгодно нарушение баланса сил в регионе.
«Это — проблема США и Японии», — аккуратно прокомментировал министр иностранных дел России Сергей Лавров отказ Японии от «Иджис Эшор» на следующий день после появления информации.
Ранее Россия в ходе переговоров по мирному договору с Японией постоянно ссылалась на японо-американский союз и ставила сложные задачи.
Когда Япония планировала внедрить «Иджис Эшор», Москва оказала давление: «Это — наступательное оружие США, которое может запускать крылатые ракеты „Томагавк"». «Где доказательства того, что на Южных Курилах не будет развернуто американское наступательное оружие, если отдать их Японии», — ставил вопрос ребром президент России Владимир Путин.
Между тем в прошлом году российско-японские переговоры по мирному договору зашли в тупик. В последнее время Россия реагирует сдержанно, и в этом проявляется нежелание еще больше ухудшать отношения с Японией.
В соответствии с российским дипломатическим курсом, выработанным в 2016 году на фоне обострения отношений с США из-за аннексии украинского Крыма, Япония позиционировалась в качестве объекта сотрудничества для стабильности и безопасности региона. Главной угрозой Россия считает США. Для нее важно, чтобы японо-американский союз не был направлен против нее.
«Россия понимает, что японо-американский союз — это основа безопасности Японии», — отмечает генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. По его мнению, от Японии требуется исключить угрозу для России японо-американского союза.
Также есть понимание, что Япония необходима для диверсификации стратегии в области дипломатии и безопасности. В отличие от периода холодной войны, когда США и СССР разделили мир на Восток и Запад, сейчас для России, которая лишилась статуса лидера лагеря, намного важнее построить полезные отношения как можно с большим количеством стран.
Отношения с Китаем кажутся дружественными, но есть нюансы.
Стратегическое партнерство с КНР углубилось и в военной сфере: проводятся крупномасштабные военные учения и другие мероприятия. Тем не менее в России недовольны охлаждением отношений с другими азиатскими странами из-за территориальных претензий Китая в Южно-Китайском море и углублением зависимости от Китая в экономической сфере.
Для противостояния США необходимо сотрудничать с Китаем, но дилемма в том, что если Китай станет слишком мощным, позиции России ослабнут. «России и Японии не выгодно, чтобы США и Китай поделили мир», — полагает Кортунов. Комментируя японо-американский союз, магистр политологии Института востоковедения РАН Владимир Нелидов отмечает: «Большинство российских ученых даже считает, что с точки зрения предотвращения столкновения Японии с Китаем или КНДР, он соответствует интересам нашей страны, которая поддерживает стабильность в Восточной Азии».