Хотя Россия и пыталась повлиять на шотландский референдум, британцы не стали расследовать, как деятельность россиян сказалась на голосовании по Брекситу.
Важнее всего, конечно, то, о чем никаких финальных выводов в докладе так и не сделано. Насколько сильно Россия повлияла на результаты голосования по Брекситу в 2016 году?
После месяца ожидания, во вторник, наконец, опубликовали доклад, посвященный влиянию России на выборы и референдумы в Великобритании за период с 2014 года.
В докладе звучит резкая критика в адрес сменявших друг друга премьер-министров Дэвида Кэмерона, Терезы Мэй и Бориса Джонсона, которые либо закрывали глаза на попытки России повлиять на результаты референдумов, либо не желали расследовать этот вопрос. Согласно докладу, британские правительства сильно недооценили угрозу российского вмешательства в выборы и голосования.
«Консервативные правительства вообще фактически старались избегать какой-либо деятельности по расследованию этого дела», — сказал Стюарт Хози (Stewart Hosie) после публикации доклада.
Стюарт Хози — парламентарий от Шотландской национальной партии и член подготовившего доклад комитета по разведке и безопасности при британском парламенте.
Доклад передали премьер-министру Борису Джонсону, который, согласно правилам, должен был дать разрешение на публикацию еще в октябре 2019 года. Обычно эта процедура занимает десять дней. Но офис Бориса Джонсона все время ссылался на то, что у него нет времени просмотреть доклад. «А это просто-напросто неправда», — утверждает Киван Джонс (Kevan Jones), член комитета от Лейбористской партии.
Консерватор Доминик Грив (Dominic Grieve) возглавлял комитет, когда доклад был передан в правительство. Он сказал Sky News: «Смысл нашего доклада в том, что никто не искал следов российского вмешательства. Одной из его целей было ответить как раз на этот вопрос, но, поскольку расследованием никто не занимался, мы этого сделать не смогли».
Ответ из шести строк
Комитет поинтересовался у спецслужб, что они знают о российском вмешательстве, но ответом им стали лишь шесть строчек, которые сводились к тому, что МИ5 не может им ничего сказать.
«В любом случае ради нашей демократии важно расследовать, вмешивалась ли Россия в это дело или нет», — считает Доминик Грив.
Во вторник правительство раскритиковали за то, что оно не опубликовало доклад до парламентских выборов — в декабре 2019 года. Между передачей доклада в правительство и его публикацией прошло столько времени, что многие начали подозревать: ярый сторонник Брексита Борис Джонсон намеренно придерживал его до подходящего момента.
Британское правительство тут же заявило, что наверстывать ему в этом смысле нечего. Оно не станет прислушиваться к желанию комитета расследовать ситуацию с российским вмешательством в референдум по Брекситу и утверждает, что, по имеющейся у него информации, «российские попытки повлиять на результаты референдума не были успешными». Зато министр иностранных дел Доминик Рааб (Dominic Raab) в конце прошлой недели объявил о наличии доказательств российского вмешательства в выборы 2019 года. В частности, он сослался на тогдашнего лидера партии Лейбористов Джереми Корбина (Jeremy Corbyn), который смог предоставить документы, содержащие первые строки торгового соглашения между США и Великобританией после Брексита. Эти документы лейбористы активно использовали во время предвыборной кампании. А получили они их, вероятно, с помощью российских хакеров, считает консервативное правительство.
«Лондонград»
В то же время в докладе делается вывод, что Россия добилась значительного экономического и политического влияния в Лондоне. В последние 20-25 лет все британские правительства «с распростертыми объятиями встречали российских олигархов и их деньги», пусть и нередко заработанные нелегальным бизнесом. В докладе британскую столицу называют «Лондонградом», а юристов, агентов по недвижимости и бухгалтеров, которые осознанно или неосознанно помогают россиянам, предостерегают, что они фактически становятся агентами Москвы.
В докладе также рекомендуется усилить надзор за членами Палаты лордов, многие из которых имеют деловые связи с олигархами, давая им тем самым возможность влиять на британскую политическую систему. Однако никаких имен в опубликованной части доклада не названо.
Наконец, в докладе подчеркивается, что существует угроза со стороны финансируемых государством российских хакеров. Также авторы доклада критикуют ведущие социальные сети за то, что они воспринимают российское влияние на западные демократии недостаточно серьезно. Есть подозрения, что Россия развернула свою деятельность в таких странах, как Испания, Франция и Германия, а также пыталась повлиять на парламентские выборы ЕС в прошлом году, чтобы дестабилизировать западные страны.
Москва отреагировала на британский доклад с гневом, назвав его очередным примером «русофобии».
«Обвинения не обоснованы, бессодержательны и совершенно не убедительны», — заявил Константин Косачев, председатель Комитета Совета Федерации по международным делам. Он назвал доклад сборником конспирологических теорий.