Вскоре после публикации долгожданного доклада о противодействии России британской демократии мы получили возможность побеседовать с одним из самых известных доноров Консервативной партии родом из Советского Союза. Ведь именно таких людей подозревают авторы доклада. Но наш собеседник вдруг заявил, что не является другом Путина, а заодно рекомендовал оставить его в покое, а внимательнее присмотреться к бывшим британским политикам, работающим на российские государственные компании.
В интервью «Гардиан» Александр Темерко заявил, что он приветствует публикацию доклада Комитета по разведке и безопасности (КРБ) о действиях России, где звучат обвинения в адрес правительства Британии, закрывающего глаза на кремлевское вмешательство. «Лучше поздно, чем никогда. Они наконец-то опубликовали его», — сказал Темерко.
В докладе говорится: «Некоторые представители российской элиты, тесно связанные с Путиным, работают в благотворительных и/или политических организациях в Британии, жертвуя деньги на нужды политических партий и создавая себе общественный статус, позволяющий им оказывать содействие российским операциям влияния».
Однако Темерко, пожертвовавший консерваторам более 1,3 миллиона фунтов стерлингов, дистанцировался от путинского режима, заявив, что стал жертвой «ложных слухов» о связях с российским государством. Родившийся в советской Украине Темерко работал в кабинете Бориса Ельцина в Министерстве обороны, а затем в российской нефтегазовой компании «ЮКОС». Когда государственная нефтяная корпорация «Роснефть» захватила активы «ЮКОСа», Темерко в качестве жертвы режима перебрался в Лондон. С 2011 года он является гражданином Британии.
Темерко дает деньги ассоциациям избирателей ряда ведущих консервативных депутатов парламента. Среди них министр бизнеса Алок Шарма (Alok Sharma), получивший от энергетической фирмы Темерко «Аквинд» (Aquind) 10 000 фунтов стерлингов, а также Марк Притчард (Mark Pritchard), которому в июне прошлого года было передано 5 000 фунтов. Притчард является членом комитета по разведке и безопасности.
Официальный представитель Шотландской национальной партии (ШНП) по вопросам обороны Стюарт Макдоналд (Stewart McDonald) призвал Притчарда вернуть деньги или уйти из комитета. Притчард рассказал «Таймс», что это пожертвование было получено из лучших побуждений и по всем правилам, после соответствующей проверки. Он добавил, что деньги пожертвовал разрешенный донор.
По словам Темерко, поскольку он является гражданином Британии, у него есть полное право оказывать поддержку консерваторам. Он отказался обсуждать вопрос о том, поддерживала ли Москва Брексит в ходе референдума в 2016 году. Однако бизнесмен заявил, что КРБ совершенно верно назвал режим Владимира Путина серьезной угрозой, отметив, что он «хочет навредить Британии».
В докладе проливается свет на то, какую роль русские деньги играют в Лондоне. Значительная их часть является «незаконной», отмечают его авторы. Деньги олигархов используются для усиления влияния в британском истеблишменте. Среди их получателей фирмы по связям с общественностью, благотворительные организации и фонды, юристы, научные и культурные учреждения, а также бывшие политики и пэры.
«Я никогда не был другом Путина. Я готов сказать, что он враг демократии. Я видел, как бросали за решетку моих друзей из нефтяных компаний», — заявил Темерко. Он признал, что близок к Борису Джонсону, однако подчеркнул, что в 2016 году голосовал за сохранение Британии в составе ЕС и участвовал в соответствующей кампании. Темерко добавил: «Я активист тори. Я член партии. У меня только британский паспорт. Я хочу жить и умереть здесь».
Составлявшие доклад члены парламента назвали российское влияние в Британии «новой нормой». По их словам, «очень многие россияне, имеющие тесные связи с Путиным, хорошо интегрировались в британский бизнес и общество, получив признание благодаря своим состояниям». В докладе говорится о сети из «людей и организаций, которые лоббируют интересы российской элиты в Соединенном Королевстве».
Темерко поддержал призывы КРБ уделить больше внимания членам палаты лордов. Некоторые действующие и бывшие пэры входят в состав правлений известных московских компаний. Среди них лорд Бейкер, занимающий должность председателя EN+, совладельцем которой является олигарх Олег Дерипаска. А лорд Мандельсон был членом совета директоров российской многопрофильной корпорации «Система». Он до сих пор владеет акциями этой фирмы.
Другие члены верхней палаты тоже работают в российских компаниях. Среди них британское отделение судоходной компании «Совкомфлот», нефтяная фирма АО «РНГ» и нефтеперерабатывающая компания «РуссНефть». КРБ порекомендовал пэрам Англии — членам палаты лордов — регистрировать все выплаты свыше 100 фунтов стерлингов, как это делается в палате общин.
Темерко отметил, что многие британские фирмы вкладывают в России крупные инвестиции. К таким фирмам относится компания ВР, владеющая 19,75% акций «Роснефти». Глава «Роснефти» Игорь Сечин является близким и давним союзником Путина. Другие ведущие компании имеют в России свои филиалы, например, «Барклайз» (Barclay's) и «Ситибанк» (Citibank). Темерко добавил: «Это серьезные деньги. И мы должны говорить об этом».
[Бывщий главный торговый представитель Британии] лорд Мандельсон во вторник заявил, что он ушел из «Системы», когда этой компанией завладела «Роснефть». По его словам, ее председателя поместили под домашний арест. Мандельсон добавил: «Действие моей российской визы временно приостановлено. Я не хотел вредить компании, чьими методами корпоративного управления искренне восхищаюсь. Но мне все надоело, и больше я в Россию не возвращался».
По словам пэра из лейбористской партии лорда Вуда, Джонсон отказался опубликовать доклад о России в прошлом году, потому что связанные с Москвой люди вносили крупные суммы денег на счета Консервативной партии. «Его нежелание прежде всего объясняется стремлением избежать проверок накануне выборов, а также финансовой зависимостью его партии от доноров, тесно связанных с Россией и Путиным», — сказал Вуд.
В качестве примера Вуд привел жену бывшего заместителя министра экономики Путина Любовь Чернухину. Эта женщина передала тори более 1,7 миллиона фунтов стерлингов, в том числе 200 000 в текущем году. Вуд отметил, что бывший банковский работник Чернухина стала одним из самых крупных доноров консерваторов в истории, а также самым крупным донором-женщиной в британской политике. В октябре прошлого года она передала 2 000 фунтов на нужды одного из отделений партии Терезы Вильерс (Theresa Villiers), которая в прошлом была министром окружающей среды, а сейчас входит в состав комитета по разведке и безопасности.
Чернухину через адвоката попросили выступить с комментариями о докладе про действия России, однако она не ответила. Поскольку она является гражданкой Британии, ее пожертвования вполне законны. На прошедшем в феврале партийном аукционе по сбору средств Чернухина заплатила 45 000 фунтов, чтобы сыграть в теннис с премьер-министром и с сопредседателем Консервативной партии Беном Эллиотом (Ben Elliott).
В 2014 году Чернухина пожертвовала 160 000 фунтов, чтобы сыграть в теннис с Джонсоном, который в то время занимал пост лондонского мэра, а также с тогдашним премьер-министром Дэвидом Кэмероном. Во время зимнего бала тори она сидела за одним столом с министром образования Гэвином Уильямсоном (Gavin Williamson). Ранее она обедала с ним на командном пункте Черчилля после другого аукциона по сбору средств. Тот обед обошелся ей в 35 000 фунтов.
По словам Темерко, опасность для Британии заключается в российских кибератаках и в пропаганде российских государственных СМИ. «Их надо закрыть», — заявил он. Вместе с тем, Темерко отметил, что не видит свидетельств российской политики влияния, заявив, что русские не работают в кабинете министров и не владеют акциями Би-Би-Си. «Где влияние?» — спросил он.