В телесериале «Слуга народа», который и помог Владимиру Зеленскому стать президентом Украины, неопытный в политике герой становится главой государства и находит изобретательные способы сохранить получение кредитов от Международного валютного фонда (МВФ) и перехитрить сопротивляющихся проведению реформ олигархов. Если бы жизнь была имитацией искусства, то тогда Украина была бы так же популярна среди ее сторонников на Западе, как телешоу г-на Зеленского популярно у миллиона телезрителей в этой стране.
Г-н Зеленский добился заметного успеха в прошлом месяце, когда МВФ согласился предоставить Украине кредит в размере 5 миллиардов долларов для сбалансирования платежей и поддержки бюджета. В ответ он пообещал, что его администрация будет проводить осмотрительную экономическую политику и бороться с коррупцией, — это были главные обещания во время его президентской кампании, которые и позволили этому политическому новичку победить на президентских выборах в прошлом году.
В западных столицах все еще сохраняется большая симпатия к г-ну Зеленскому. Однако теперь она смешивается с озабоченностью по поводу того, обладает ли он политическими навыками и решимостью, чтобы стать подлинным лидером реформ, в котором Украина нуждается с момента обретения независимости в 1991 году. Эти возникающие сомнения должны дать прозападно настроенным украинцам паузу для раздумий. Активные усилия в области проведения реформ усилят желание американских и европейских друзей Украины оказывать помощь Киеву в его конфликте с Россией и поддерживаемыми Москвой сепаратистами на востоке Украины.
Существующие озабоченности есть по нескольким позициям. Во-первых, неожиданная отставка в этом месяце главы центрального банка Украины Якова Смолия вызвала опасения у МВФ и у инвесторов из частного сектора. Все они восхищались Смолием и Национальным банком Украины, называя их образцом принципиальности и профессионализма.
Заявление г-на Смолия о том, что он подвергался «систематическому политическому давлению», частично было адресовано некоторым законодателям, связанным с Игорем Коломойским. Этот олигарх поддержал президентскую кампанию г-на Зеленского, а принадлежавшая ему медийная компания демонстрировала на своем телеканале его телешоу. Но, судя по всему, в этих словах нашло свое отражение также разочарование по поводу критики президентом политики г-на Смолия в том, что касается ставки процента и валютного курса. Кирилл Шевченко, сменивший г-на Смолия на посту главы Национального банка Украины, не имеет такого же солидного послужного списка в качестве реформатора.
Г-н Порошенко, олигарх, которого еще называют «шоколадным королем» за его бизнес по производству кондитерских изделий, не является, похоже, безупречно чистым политиком. Однако Курт Волкер (Kurt Volker), бывший специальный представитель Соединенных Штатов по Украине, дает весьма точную оценку: «Когда все в чем-то виноваты, выбор человека, в отношении которого нужно провести расследование, является политическим решением».
В-третьих, г-н Зеленский не смог поддержать дисциплину внутри своей партии под названием «Слуга народа» (такое же название у его телешоу), а еще он демонстрирует странное желание, направленное на то, чтобы избавиться от высокопоставленных политиков, доказавших свою приверженность проведению реформ. За 14 месяцев он потерял не только г-на Смолия, то также уволил Алексея Гончарука с поста премьер-министра, Оксану Маркарову с поста министра финансов, Тимофея Милованова с поста министра экономики и Руслана Рябошапку с поста генерального прокурора. Последние трое считаются уважаемыми реформаторами.
Следует отдать должное г-ну Зеленскому, поскольку он смог добиться определенного прогресса. Новый закон, который вводит пропорциональное представительство по результатам парламентских выборов, должен уменьшить масштабы коррупции. Что касается давно назревших реформ в области сельского хозяйства и энергетики, то его администрация обеспечила одобрение закона о продаже земли, а также закона о разделении производителей природного газа и занимающейся его транспортировкой государственной компании «Нафтогаз».
И, наконец, последнее по счету, но не по значимости: г-н Зеленский обеспечил принятие парламентом закона, который не дает возможности г-ну Коломойскому вернуть под свой контроль Приватбанк, национализированный в 2016 году в рамках поддержанной МВФ зачистки финансового сектора страны. Эта мера была условием для разблокирования пакета финансовой помощи, а еще это был смелый шаг, который свидетельствует о том, что г-на Зеленского, вопреки существовавшим у некоторых реформаторов сомнениям, не следует считать марионеткой Коломойского.
Вместе с тем тот путь, который предстоит теперь пройти г-ну Зеленскому, обещает быть сложным. Пандемия коронавируса нанесла сильный удар как по странам Евросоюза, с которыми экономика Украины все больше сближается, так и по самой украинской экономике. Согласно прогнозу Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), сокращение ВВП Украины в этом году может составить 7,7%.
Еще более сложной является проблема Донбасса, решение которой не приблизилось после прихода г-на Зеленского к власти. Любой компромисс с Россией может вызвать резкую ответную реакцию со стороны миллионов украинцев, которые считают уступки Москве распродажей интересов Украины и ее идентичности. Поддержка Западом этой страны является предварительным условием для реального мирного урегулирования. Но для того, чтобы продолжать получать эту поддержку, г-н Зеленский должен оставаться на пути реформ.