Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

The Wall Street Journal (США): Де Хэвилленд спасла Голливуд от Сталина

© REUTERS / Philippe Wojazer/File PhotoАмериканская актриса Оливия Де Хэвилленд
Американская актриса Оливия Де Хэвилленд
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Истовая либералка, актриса была ярой противницей коммунистов, восхищается автор. Он не упоминает о том, каким преследованиям со стороны государственных органов США подверглись другие американские кинематографисты, члены компартии США. Об этом до сих пор помалкивают, расхваливая «американский либерализм».

Оливию де Хэвилленд (Olivia De Havilland), которая скончалась в воскресенье в возрасте 104 лет, помнят в основном по ее работе в кино, включая роль Мелани Хэмилтон в «Унесенных ветром». Но мы не должны забывать о ее вкладе в борьбу с коммунистическим влиянием в Голливуде в критический момент.

Де Хэвилленд была близка Голливудскому комитету независимых граждан по искусствам, наукам и профессиям, куда по окончании Второй мировой войны вошли либералы и коммунисты. Его лидер Ханна Дорнер (Hannah Dorner) была тайным членом Коммунистической партии. Когда задули первые ветры холодной войны, Дорнер попыталась поставить организацию на просоветские позиции. К октябрю 1945 года она мобилизовала группу против «зарождающегося местного фашизма», исходившего, по ее словам, от администрации Трумэна.

Антикоммунистка и либералка Де Хэвилленд пришла в ужас, услышав, как сценарист-коммунист Джон Ховард Лоусон (John Howard Lawson) заявил комитету, будто США начали «душить демократию повсюду». В июне 1946 года она приняла приглашение выступить на митинге комитета в Сиэтле. Ей вручили черновик речи, написанный самым талантливым, плодовитым и высокооплачиваемым сценаристом Голливуда Далтоном Трамбо (Dalton Trumbo). Трамбо хотел, чтобы она осудила «стремление определенных кругов к войне против Советского Союза» и лично Трумэна за разгон профсоюзов, антисемитизм и расовые предрассудки.

Поступок де Хэвилленд оказался беспрецедентным и бесстрашным. Не ставя в известность ни Трамбо, ни кого-либо еще из руководства комитета, она зачитала митингу не речь Трамбо, а свою собственную, написанную при участии Джеймса Рузвельта (James Roosevelt), сына покойного президента, антикоммуниста и одного из лидеров комитета.

С 1932 по 1945 год, заявила она затаившей дыхание публике, «коалиция всех либеральных и прогрессивных сил» поддерживала «Новый курс». Но в новую эпоху «реакционные силы вбили в либеральную коалицию клин» и попытались создать впечатление, что «великим либеральным движением руководят те, кто охотнее получает приказы из Москвы и следует партийной линии, чем заставить демократию работать». Единственный ответ для либералов — отречься от Сталина и его последователей, американских коммунистов. «Мы верим в демократию, — сказала она толпе, — а не в коммунизм».

Трамбо в гневном письме назвал речь де Хэвилленд не чем иным, как «разоблачением коммунизма» и упражнением в «травле красных». При поддержке другого актера, тогдашнего члена группы и будущего президента Рональда Рейгана, Джеймс Рузвельт и де Хэвилленд предложили выступить с категорическим осуждением коммунизма. После бурного обсуждения Рейган, продюсер Дор Шери (Dore Schary) и другие отправились домой к де Хэвилланда, где она объявила, что решила открыто выступить против коммунистов и «выкурить» их. В июле 1946 года Джеймс Рузвельт подал в отставку, и вскоре стало очевидно, что единственными оставшимися членами комитета остались коммунисты, которые его и создали.

Рональд Радош — соавтор книги «Красная звезда над Голливудом: давний роман киностудии с левыми»