Каждый год в последние выходные июля Россия отмечает День Военно-морского флота. Проводится парад военных кораблей, на котором флот используется как инструмент пропаганды и информационного воздействия.
В последние годы Россия вкладывает в модернизацию флота большие суммы. Решения о строительстве новых кораблей появляются регулярно. Состав флота модернизируется, хотя реальность часто отличается от обещанного.
Заявленные Россией планы настолько грандиозны, что Владимира Путина впору сравнить с Петром I. Ведь это Петр создал российский флот в начале XVIII века.
Путин столкнулся с той же проблемой, что и Петр I — плохо развитым современным кораблестроением. А также отсутствием достаточно больших доков. Это проявляется в том, что Россия успешно строит небольшие суда, а с большими появляются проблемы. Даже поддерживать в хорошем состоянии корабли, построенные в советские годы, не так легко. Подводные лодки — исключение.
В начале прошлого десятилетия России даже пришлось купить у Франции два больших корабля-вертолетоносца типа «Мистраль». Однако Франция отказалась поставлять России построенные корабли из-за оккупации Крыма в 2014 году. После этого Россия заявила о намерении построить корабли самостоятельно.
Строительство кораблей-вертолетоносцев наконец началось в крымском городе Керчь — летом 2020 года. На проектирование кораблей ушло пять лет, хотя в качестве образца были взяты корабли типа «Мистраль». Строительство первого корабля должно быть завершено в 2026 году, то есть спустя десять лет после расторжения сделки с Францией. Однако у России есть большие сложности со строительством современных кораблей. В качестве примера можно привести фрегат «Адмирал флота Касатонов», который недавно вошел в состав ВМФ. Строительство фрегата началось 11 лет назад.
Возросшая уверенность русских на море заметна и по действиям страны в Черноморских проливах, движение судов по которым определяется Конвенцией Монтрё 1936 года. Она разрешает перемещать подводные лодки из Черного в Средиземное море только для ремонта. Однако Россия нарушает это предписание уже много лет. На практике она использует в Средиземном море две современные подлодки Черноморского флота как часть подразделения ВМФ.
Недавний скандал связан с проходом подлодки «Краснодар» из Черного в Средиземное море в марте 2019 года. Считалось, что подлодка идет в санкт-петербургский док, но корабль остался в Средиземном море более чем на год. 13 июля были сделаны фотографии подлодки «Краснодар», которая шла по Гибралтару в Атлантический океан. Флот Франции, Англии и Бельгии зафиксировали движение подлодки к Датским проливам, куда корабль прибыл в пятницу.
Спустя три недели к датским проливам прошла российская атомная подлодка «Орел». Обычно такие подлодки в Балтийском море не появляются. И действительно, в тот раз речь шла о типичной для Дня ВМФ демонстрации сил России.