Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

NoonPost (Египет): почему арабские культурные памятники все реже включают в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО?

© AP Photo / Francois MoriЛоготип ЮНЕСКО у штаб-квартиры организации в Париже
Логотип ЮНЕСКО у штаб-квартиры организации в Париже
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Автор посчитал нужным подчеркнуть, что в своей статье не призывает к размышлениям о теории заговора в отношении арабского мира и культурного наследия региона. Однако его волнует вопрос, почему некоторые поистине ценные исторические памятники остались без внимания со стороны ЮНЕСКО.

Наша статья не призывает к размышлениям о теориях заговора, и в ее заголовке нет никакого речевого парадокса. Нас волнует простой вопрос об изменении статуса арабских и исламских памятников в списке объектов всемирного наследия ЮНЕСКО по сравнению с памятниками из других стран. Можно найти причины нынешнего отсутствия арабского влияния на многие политические, экономические и культурные вопросы, но нельзя понять исключение арабского мира из истории!

Если мы внимательно взглянем на список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, то увидим, что число представленных в нем мусульманских памятников за пределами арабского региона не превышает 83 (7,3%), в то время как всего в этом списке значатся 1122 объекта культурного наследия. Например, одних только церквей и соборов в нем около 61, что эквивалентно общему количеству памятников арабского и исламского наследия! Даже арабские церкви были представлены лишь Базиликой Рождества Христова в Вифлееме!

Речь идет не о представительстве населения, а региона с богатой историей. Вспомним, например, о Междуречье, египетской, ханаанской и исламской цивилизациях. Почему культурные памятники этих регионов все еще слабо представлены в списке объектов всемирного наследия ЮНЕСКО? Разве здесь нет места некой предвзятости?

Общечеловеческое наследие или только слова?

Согласно выводам Генеральной конференции ООН по вопросам образования, науки и культуры в 1972 году, многим объектам мирового природного и культурного наследия угрожает разрушение и организация, представляющая интересы всего человечества, должна предпринять шаги по спасению этих памятников. Таким образом конференция учредила Межправительственный комитет по охране всемирного культурного и природного наследия (Комитет всемирного наследия), состоявший из 15 стран. Впоследствии число членов комитета увеличилось, и сегодня в нем представлено 21 государство. Все они подписали Конвенцию о всемирном наследии, которую в общей сложности ратифицировали 190 стран. Состав комитета меняется каждые четыре года.

В целях защиты объектов всемирного наследия данный комитет работает в следующих направлениях:

1. Работа фонда для охраны объектов всемирного наследия;

2. Принятие решений о включении культурных памятников в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО;

3. Принятие мер для выполнения решений комитета в отношении охраны объектов, находящихся под угрозой разрушения, или их восстановления;

Во время последних выборов 27 и 28 ноября 2019 года место тех членов комитета, чей срок полномочий истек, заняли 9 новых государств. В настоящее время членами Комитета всемирного наследия являются Австралия, Бахрейн, Босния и Герцеговина, Бразилия, Китай, Египет, Эфиопия, Гватемала, Венгрия, Кыргызстан, Мали, Нигерия, Норвегия, Оман, Сент-Китс и Невис, Испания, Таиланд, Российская Федерация, Саудовская Аравия, Южно-Африканская Республика и Уганда.

Итак, как происходит признание культурного объекта частью всемирного наследия?

Как утверждает ЮНЕСКО, существует 10 критериев, и достаточно соответствовать лишь некоторым из них, чтобы классифицировать памятник как объект природного или культурного наследия и начать процедуру его включения в список объектов всемирного наследия. Организация приводит примеры для каждого из этих критериев.

Объект должен:

— являться произведением творческого гения человека (Сиднейский оперный театр, Австралия);

— отражать важность взаимосвязи человеческих ценностей, существующих в течение определенного периода времени или в пределах определенной культурной области, и развития архитектуры или технологии, монументального искусства, градостроительства или ландшафтного планирования (исторический город Самарканда);

— являться уникальным или, по меньшей мере, исключительным свидетельством культурной традиции или цивилизации, существующей или исчезнувшей (исторический центр Макао в Китае);

— представлять собой выдающийся образец типа строения, архитектурного или технологического ансамбля или ландшафта, иллюстрирующего важный этап (этапы) в истории человечества (канал Ридо в Канаде);

— представлять собой выдающийся образец традиционного человеческого поселения, землепользования или использования моря, характерного для той или иной культуры (или культур), взаимодействия между человеком и природной средой, в особенности, если существует опасность разрушения под воздействием необратимых изменений (культурный ландшафт плантаций агавы и старинные предприятия по производству текилы в Мексике);

— быть непосредственно или значимо связанным с событиями или традициями, идеями или верованиями, произведениями литературы и искусства, представляющими собой выдающееся мировое достояние. (Геодезическая дуга Струве в Беларуси, Эстонии, Финляндии, Латвии, Литве, Украине, Республике Молдова, Российской Федерации и Швеции);

— включать уникальные природные явления или территории исключительной природной красоты и эстетического значения (биосферный заповедник бабочки монарх в Мексике);

— представлять собой выдающиеся примеры отражения основных этапов истории Земли, включая следы древней жизни, значимые геологические процессы, которые продолжают происходить в развитии форм земной поверхности, существенные геоморфологические или физико-географические особенности рельефа (Долина Китов Вади Аль-Хитан в Египте);

— представлять собой выдающиеся примеры важных, протекающих и в настоящее время экологических и биологических процессов, происходящих в эволюции и развитии наземных, пресноводных, прибрежных и морских экосистем и сообществ растений и животных (тропический лес Ацинананы на Мадагаскаре);

— включать природные ареалы наибольшей важности и значения с точки зрения сохранения в них биологического разнообразия, в том числе ареалы исчезающих видов, представляющие выдающееся мировое достояние с точки зрения науки и сохранения природы (архипелаг Сокотра в Йемене).

Когда страна или регион подают заявку на включение объекта в список, создается комитет для проверки соответствия места этим критериям, и на первый взгляд может показаться, что этот процесс носит чисто академический или технический характер, однако такого рода оценки всегда отражают политические предпочтения и интересы государств. Таким образом, можно сделать вывод, что вес стран на международной арене может считаться еще одним (косвенным) критерием для включения того или иного объекта в список.

Если посмотреть на карту памятников всемирного наследия, становится очевидно — они сконцентрированы главным образом в северном полушарии, в частности, в Европе! Это огромная разница, по сравнению с Ближним Востоком, изобилующим памятниками, которые обязательно соответствуют одному или нескольким обозначенным выше критериям ЮНЕСКО.

Многие места, вошедшие в арабскую часть списка, были включены лишь недавно — после освещения средств массовой информации и давления со стороны арабского общества.

Много церквей, мало мечетей

В 2000 году ЮНЕСКО включило в свой список чилийские церкви на островах Чилоэ. Эта группа церквей, которые были построены европейцами в XVII и XVIII веках в рамках миссионерских миссий. Как утверждает Комитет всемирного наследия, эти здания представляют собой пример сосуществования европейцев и жителей Южной Америки.

Даже если мы забудем о некоторой священной ауре вокруг церквей и предвзятости Организации Объединенных Наций, очевидно, что действия ее специальных организаций являются спорными. Мы наблюдаем явную тенденцию в работе Комитета и других органов, благодаря которым количество внесенных в список христианских церквей и соборов по всему миру в 20 раз превышает число мечетей, хотя последние расположены в регионе, где происходили многие важные события в истории человечества. В связи с этим возникает вопрос — почему мусульманские объекты такого же значения не включены в перечень ЮНЕСКО?

В нем значатся лишь три мечети, а именно Мечеть шестидесяти куполов в Бангладеш, мечеть Селимие в турецком городе Эдирне и Большая мечеть при больнице в еще одном турецком городе Дивриги. В Индии есть древний город с двумя мечетями, но в список ЮНЕСКО был включен именно город, а не мечети.

Ниже мы привели примеры исторических памятников, которые отвечают тому же критерию, что и упомянутые ранее церкви в Чили — они были построены, чтобы стать символом сосуществования с другими народами, прибывшими на новые территории, где они распространяли свою религию, с той лишь разницей, что латиноамериканцы изгнали испанцев и португальцев, а население следующих мест смешалось с арабами.

1. Соборная мечеть Куфы в Ираке. Была построена сподвижником пророка Мухаммеда Саадом ибн Абу Ваккасом в 636 году (14 год по хиджре)

2. Мечеть Амра ибн Аль-Аса в Фустате (нынешний Каир), построенная в 642 году (20 год по хиджре)

3. Великая мечеть Кайруана. Была построена сподвижником пророка Мухаммеда Укбой ибн Нафи в 670 году (50 год по хиджре)

4. Университет и мечеть Аль-Карауин. Построены Идрисом II в Фесе в 859 году (245 по хиджре)

Это всего лишь несколько примеров двойных стандартов, что нужно рассматривать в контексте общей предвзятости по всем вопросам, связанным с культурой арабов и их мусульманской идентичностью. Разумеется, двойные стандарты не являются оправданием арабских государств, являющихся членами Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО. Арабские миссии тратят большие суммы на свою деятельность в Организации Объединенных Наций, однако их нынешняя роль и масштабы влияния не сравнимы с культурным наследием арабов, которое не хотят видеть в списке объектов всемирного наследия, объявленных достоянием всего человечества!