Ситуация с Нагорным Карабахом стала первым кровавым уроком тяжелого становления нового кавказского государства. Кавказ не проводит независимую политику на протяжении многих веков. Тем не менее, это не помешало появлению политических элит, особенно в советский период. Однако «реформы Горбачева» спровоцировали появление «демократических» движений на фоне «возрождения национального самосознания» и рост радикальных течений, которые обычно ведут безрассудную политику, разводят демагогию и навязывают агрессивную идеологию, чтобы компенсировать собственные неудачи в сфере экономики. Так, политическая власть оказалась в руках искателей приключений и проходимцев, а также людей со слабыми политическими и административными навыками. Не случайно, раньше все лидеры кавказских республик приходили к власти одинаковым путем (Абульфаз Эльчибей в Азербайджане, Гамсахурдия в Грузии и Левон Тер-Петросян в Армении). Таким образом, учитывая силу и важность национального фактора в позднесоветский период, можно предугадать последствия, которые затронули кавказский регион.
Кавказ не был интегрирован в единое экономическое и политическое пространство в советскую эпоху, несмотря на большие успехи, достигнутые в этой области. Кавказские республики были не сильно связаны друг с другом, в отличие от других советских республик. В то время проблема административного и политического деления оставалась бомбой замедленного действия. Нагорный Карабах — это не что иное, как одна из них. Однако «бомба» Нагорного Карабаха взорвалась с оглушительной силой на фоне глубокой исторической вражды между армянами и азербайджанцами (они же турки!). Эта вражда хранится в исторической памяти обоих народов и пронизывает насквозь все их национальное и культурное подсознание, так что иногда они относятся друг к другу враждебно чисто инстинктивно. Вот почему конфликт резко обострился на фоне трудностей, которые, в свою очередь, привели к необходимости создания некоего национально-социального образования в новых независимых республиках.
Кровавый конфликт между Арменией и Азербайджаном начался после бакинских событий 1990 года, которые привели к гибели невинных людей. Однако вмешательство советских войск (которые состояли из русских и армян!) для принудительного разъединения двух конфликтующих сторон не способствовало урегулированию ситуации, а еще больше усугубило конфликт. В результате военного вмешательства погибло несколько десятков азербайджанцев. Это привело к тому, что азербайджанцы стали проявлять враждебность и ненависть к позиции России, близкие по силе к их традиционной враждебности по отношению к армянам. Кроме того, события в Баку не прошли мимо армянского парламента, который в 1989 году принял решение о присоединении Нагорного Карабаха к Армении. Таким образом, каждый в разной степени способствовал усугублению конфликта между Арменией, Азербайджаном и Россией.
В историческом, культурном и религиозном плане Армения ближе к России, а Азербайджан к Турции и Ирану. Это связано с исторической и культурной памятью народов, что обусловлено различными событиям. В советский период объединение всех народов под одной идеологией, лишенной национальных и религиозных различий, на время «отвлекло» их и сделало частью единого Советского Союза. Но распад СССР возродил старые конфликты и вернул сознание народов к первоначальному курсу! Таким образом, различия и конфликты возникли из-за того, что на протяжении многих веков у них не было национального государства. Вместе с экономическими, политическими и национальными интересами на первый план вышли взаимоотношения с другими сторонами, в данном случае между тремя государствами: Арменией, Азербайджаном и Россией.
Разрушение экономических отношений и многолетняя (иногда даже столетняя) интеграция превратились в нечто, приближающее к «желаемой цели». Но результатом стало разрушение инфраструктуры и усиление социальных и национальных проблем. Например, Армения импортировала 80% энергии и древесины и экспортировала около 60% всей своей продукции. Она производила 23% зерновых, 39% молочных продуктов и 60% мясной продукции, а потом в одночасье армянское производство стало неконкурентоспособным из-за очень высоких цен на топливо и транспорт, что привело к краху производства и практически полному уничтожению промышленности.
По состоянию на 1996 год Армения потеряла около 90% производственных предприятий. Тяжелая промышленность упала до 18%, а легкая — до 7% по сравнению с советским периодом. То же самое случилось с сельским хозяйством. Производство зерновых за тот же период упало до 25%, фруктов — до 40%, винограда — до 30%. Кроме того, производство мясной продукции рухнуло в 2,02 раза, молочной в 2,03 раза, а яиц в пять раз.
Если в 1991 году Армения импортировала товаров на 6 миллиардов долларов, то сегодня ее ежегодный национальный доход не превышает одного миллиарда долларов. Спустя пять лет после распада Советского Союза армянская экономика рухнула, а сама Армения стала одной из самых бедных стран в мире со средним ежемесячным доходом на душу населения всего в 20 долларов. Она превратилась в страну, зависимую от иностранной помощи и кредитов. Помощь и кредиты, предоставленные ей в 1995 году, составили около 410 миллионов долларов (примерно половина ее ВНД). Продовольственная помощь помогла сохранить страну: Армения получает 50% зерновых, 45% молочных продуктов, 22% сахара и 100% детского питания. Согласно официальной статистике, уровень безработицы увеличился до 20%, а более 750 тысяч человек (около 20% населения) уехало из страны. На сегодняшний день попытки Армении привлечь иностранные инвестиции не увенчались успехом. Она несколько лет надеялась получить 2,5 миллиарда долларов, но в итоге получила всего лишь 400 миллионов долларов.
На Карабахский конфликт оказывает влияние экономический, социальный, политический, национальный и психологический фон современной Армении. Сегодня он стал, скорее, объединяющим фактором для общества, националистов и государства в условиях всеобъемлющего экономического кризиса, но в то же время он привел к обострению этого самого кризиса. Победа армян над азербайджанцам при содействии России выявила слабость военного варианта развития событий. Поэтому со временем руководство Армении пришло к выводу, что необходимо искать мирное решение конфликта с Азербайджаном, у которого есть все возможности для продолжения конфликта, при чем их гораздо больше, чем у Армении. Более того, трудно интегрировать Нагорный Карабах в Армению, так же как трудно объявить Нагорный Карабах новым независимым армянским государством. Наиболее реалистичный вариант заключается в том, что Нагорный Карабах получит статус автономии с более широкими полномочиями, но в составе азербайджанского государства.
Перед Азербайджаном стоят те же самые проблемы, что и перед Арменией, только он находится в более выгодных условиях из-за географического положения и состояния экономики. Среди всех советских республик Азербайджан отличался некой автономией в промышленности и сельском хозяйстве. Более того, он имел несколько относительно продвинутых отраслей тяжелой промышленности, в частности, Азербайджан занимался строительством нефтяных вышек и нефтепроводов. Однако это не спасло страну от ухудшения экономической ситуации после распада Советского Союза.
В Азербайджане наблюдается ухудшение экономической ситуации, а среднемесячный доход на душу населения на сегодняшний день составляет всего 13 долларов. Доля крайне бедного населения составляет около 25%. В результате большое количество людей эмигрировало из страны. Карабахский конфликт с его экономическим, социальным и человеческим бременем сегодня истощает и без того ослабленный Азербайджан. Поражение в военном конфликте привело к бегству тысяч азербайджанцев из Нагорного Карабаха в Азербайджан (и то же самое относится к бегству армян из Азербайджана). Эта взаимная миграция обострила проблемы и углубила политический радикализм с обеих сторон. В конечном итоге это нарушило общественно-политическую систему в обеих странах.
Хотя Армения выглядит политически более стабильной, чем Азербайджан, из-за наличия сильной власти, сильного парламента и сильной оппозиции, а также из-за твердых националистических убеждений и постоянного чувства опасности, связанного с тем, что страна окружена со всех сторон врагами (Азербайджан, Турция, Нахичевань, Грузия), отставка Левона Тер-Петросяна в 1997 году, убийство спикера парламента Демирчяна и премьер-министра Вазгена Саркисяна в 1999 году, рост напряженности и насилия в политике, демонстрируют реальную глубину дисбаланса в политической жизни Армении.
То же самое можно сказать и об Азербайджане. Свержение президента Эльчибея в Азербайджане после военного переворота в 1993 году и возвращение Гейдара Алиева к власти в том же году, а затем еще один военный переворот в 1994 году, отстранение Алиева от власти и подавление политической оппозиции, свидетельствуют о наличии проблем в государстве. Кроме того, в стране присутствуют экономические и социальные проблемы, а также она сталкивается с иностранным вмешательством.
Социально-экономические проблемы в конечном итоге ведут к политической нестабильности, и к усилению политического и национального радикализма. Хорошо известно, что крайняя нищета порождает экстремизм, а чрезмерное богатство порождает надменность. Подобная ситуация иногда мешает принимать рациональные решения, что сегодня можно наблюдать в поведении властей и народов Армении и Азербайджане. Они сделали свои стратегические планы заложниками данной ситуации.
Реальные возможности Армении ограничены, а ее единственный союзник — Россия. Именно поэтому армянская политическая элита и народ делают упор на религиозные (христианство) и культурные отношения с русскими. Кроме того, Армения выступает в качестве стратегического союзника (между странами был подписан договор о взаимном сотрудничестве) против расширения НАТО в Восточной Европе, чему способствует присутствие российских войск и баз на ее территории, где насчитывается 5 000 военных, 80 танков, 120 бронемашин и 100 пулеметов. Кроме того, Россия покрывает 25 % военных расходов Армении.
Что касается Азербайджана, то у него больше возможностей, чтобы отгородиться от российского влияния. Азербайджан стремится сделать независимость визитной карточкой своей внутренней и внешней политики. Чувство враждебности по отношению к России разделяют как «новая власть», состоящая из старых противников советской власти, так и «старая власть», которая руководила Азербайджаном в советскую эпоху, в частности, нынешний глава государства Ильхам Алиев.
Подобные настроения усугубляются национальными, политическими, экономическими, религиозными (ислам), культурными (Турция), старыми (Царская Россия) и новыми причинами (союз России с Арменией и предоставление сил и оружия, что привело к поражению Азербайджана в Нагорном Карабахе). Таким образом, народ и власть (за исключением коммунистов) едины в своей враждебности по отношению к России, в то время как новые политические элиты смотрят больше не на Россию, а на Турцию, Западную Европу и США. Все вышеупомянутые составляющие определяют общее направление геополитической политики Азербайджана. Не случайно Армения обвиняет Азербайджан в том, что он является главным элементом антироссийского треугольника наравне с Турцией и Украиной. Кроме того, Азербайджан активно поддерживает позицию Турции и НАТО против России.
Ситуация начала меняться после 1994 года, когда всплыла на поверхность зависимость Армении от российского оружия и зависимость Азербайджана от российского и натовского оружия. Баланс сил постепенно начал смещаться в пользу азербайджанцев из-за количества оружия, которого у них было примерно в 2,5 раза больше, чем у армян, или в 20 раз больше, если учитывать технику и боеприпасы. Однако благодаря помощи России армянские вооруженные силы оказались в гораздо более выигрышном положении, чем азербайджанские. Тем не менее это не помешало президенту Гейдару Алиеву заявить в Конгрессе США в 1997 году, что он работает над тем, чтобы вывести последнего российского солдата с азербайджанской территории. В настоящее время в распоряжении русских остается только станция раннего предупреждения о ракетном нападении в Габалинском районе.
Россия была вынуждена самостоятельно обозначить границы с Азербайджаном в 1994 году, а сам Азербайджан сделал то же самое в 1995 году. Вопрос о границе между ними имеет национально-этническую подоплеку на фоне разделения аварского и лезгинского народа между двумя странами. В Азербайджане проживает 40 тысяч аварцев (в то время как в России 544 тысячи) и 171 тысяча лезгинов (в России их 272 тысячи).
Если до 1992 года Россия был главным торговым партнером Азербайджана, то в 1993 году ее сместили с лидирующей позиции Иран и Турция. Разумеется, дело не обошлось без России, которая проводила политику экономической блокады в отношении Чечни и Абхазии, через которые проходят транспортные пути с Азербайджаном. То есть российская политика заставила Азербайджан искать другие торговые пути. Таким образом, учитывая политические, культурные, религиозные и национальные различия между Россией и Азербайджаном, мы можем предугадать дальнейшее развитие их отношений.
Российско-азербайджанские отношения становятся все более натянутыми, особенно на фоне геополитической борьбы за нефть и газ в Каспийском бассейне. Кроме того, Азербайджан использует этот козырь для проталкивания своих геополитических интересов в регионе. Нефть определяет поведение азербайджанских властей в отношениях с Россией и Арменией. А также они используют эту карту, чтобы играть на противоречиях России — НАТО, России — мусульманского мира. Если ранее, до 1917 года, в регионе наблюдалось несовпадение геополитических интересов между Россией и Великобританией, а до 1945 года — между СССР и Германией (и в некоторой степени Турцией), то сегодня новыми игроками являются США, Китай, Франция и Япония. Другими словами, взаимодействующие силы в армяно-азербайджано-российской геополитической борьбе довольно разнообразны, а в некоторых ситуациях современная Россия не играет решающую роль.
Геополитические интересы региона и его внутренних сил (России, Армении и Азербайджана) требуют, чтобы в первую очередь был уничтожен механизм взаимного уничтожения, основанный на политике реагирования, и заменен на механизм, основанный на рациональных и реалистичных началах, учитывающих интересы всех сторон. Что касается России, как стороны, наиболее заинтересованной в сохранении баланса сил и стабильности в регионе и сохранении своей независимости в геополитическом смысле, то она обязана проводить «кавказскую политику», основанную на следующих принципах: поддерживать правильный баланс между основными силами в регионе, равные отношения и взаимоуважение между всеми сторонами, сохранять баланс в поставках оружия для Армении и Азербайджана, при условии, что они не будут нападать друг на друга, пресекать попытки обострить религиозный и культурный конфликт между сторонами, восстанавливать и развивать экономические отношения и их взаимодополняющие основы, построенные в советский период, укреплять отношения с Ираном (где азербайджанцев больше, что в самом Азербайджане), сотрудничать с Арменией в целях мирного решения карабахской проблемы, попытаться убедить армянские власти аннулировать резолюцию 1989 года о присоединении Нагорного Карабаха к Армении и добиться признания Нагорного Карабаха неотъемлемой частью Азербайджана, предоставив ему автономию с более широкими полномочиями.