В тени сосен брестского Парка воинов-интернационалистов 15 000 человек поют, аплодируют и размахивают бело-красным флагом, символом независимой Белоруссии. Все они собрались, чтобы послушать Светлану Тихановскую, которая провела в воскресенье один из своих главных митингов в этом большом городе на польской границе.
9 августа 37-летняя мать семьи, новичок в политике, схлестнется на выборах с автократом Александром Лукашенко, который стоит у власти с 1994 года. Такие же сцены ликования повторяются день за днем, город за городом, вот уже несколько недель. Невиданная мобилизация для страны со времен распада СССР в начале 1990-х годов.
То есть, молодые демонстранты в принципе не видели ничего подобного. 25-летний Никита не знает другого президента кроме Лукашенко и ждет от Тихановской «лучшего будущего для всех белорусов во всех областях, прежде всего, свободы. Она хочет лучшего для всех!» «Думаю, Светлана станет нашим новым президентом, — добавляет 40-летняя Олеся. — Я поддерживаю ее, потому что она — женщина и приятный человек. И у меня уже больше нет сил терпеть Лукашенко».
Переходный период перед свободными выборами
Сама Тихановская стала кандидатом волей случая, после ареста ее мужа. Сейчас она — самый опасный противник Александра Лукашенко, который привык к результатам не меньше 80% и махинациям с голосами. При этом у Светланы Тихановской, которая выступает вместе с Вероникой Цепкало (ее мужа лиши права участвовать, и он укрылся в Москве) и Марией Колесниковой (бывший руководитель избирательного штаба Виктора Бабарыко) нет программы.
«Она говорит на всех митингах, что не хочет быть президентом, — объясняет ее советник Антон Родненков. — Цель — победить Лукашенко, обеспечить шестимесячный переходный период и организовать свободные выборы». Такая позиция позволяет привлечь все течения оппозиции. Кроме того, свою роль играет и женская команда: «Лукашенко свойственно недооценивать женщин, и КГБ в целом не знает, что с ними делать… Пока нас никто не трогал, но нет гарантии, что нас не арестуют перед выборами».
Эти репрессии стали ответом на беспрецедентную мобилизацию на фоне коронавируса. Погрязший в отрицании действительности президент не первый месяц утверждает, что болезнь лечится водкой и баней или свежим воздухом, желательно на тракторе. «Лукашенко продемонстрировал невероятное презрение к народу, — говорит Валерия Костюгова из центра „Наше мнение". — Он устроил нападки на семьи жертв, осуждал погибших, ничего не сделал для оснащения больниц аппаратами искусственного дыхания. В конечном итоге, в Белоруссии началась краудфандинговая кампания для больниц и было собрано 350 000 долларов — небывалый результат для страны. Люди осознали, что при возникновении проблем власти ничего не предпринимают, но они сами могут приложить совместные усилия и добиться результатов. Первый опыт совместных действий вдохновил их».
Удар по общественному договору
В 2017 году Лукашенко предложил закон для борьбы с «тунеядцами», по которому безработные должны были платить налог. Эта мера породила масштабные демонстрации и стала ударом по общественному договору президента с 10 миллионами белорусов. «Медицина, бесплатное образование, низкие и не растущие зарплаты… За последние годы Лукашенко упразднил немало пунктов общественного договора, — отмечает Валерия Костюгова. — В таких условиях трудно представлять себя отцом народа и винить Запад с капитализмом».
Развитие новых технологий с распространением интернета (число пользователей удвоилось за десять лет) позволило населению получить доступ к информации и организоваться. В Telegram мемы про Лукашенко стали живой классикой. Некогда популярный президент близок к народу, но прочно завяз в коммунистическом прошлом (его мечтой было сделать свою страну лучшим СССР), и сегодня ему все чаще бросают вызов. Проведение опросов является государственной привилегией, из-за чего оценить настоящие рейтинги президента непросто. По последним надежным исследованиям, которые были проведены еще в апреле (то есть до демонстраций), главу государства поддерживают 25-30% населения.
«Цель на эти выборы — дать понять белорусам, что президент не был избран легитимно, что он не может набрать более 50% голосов, — говорит Антон Родненков. — Впервые обороняться должна не оппозиция, а Лукашенко. Наша стратегия в том, чтобы укрепить оппозицию и мобилизовать общественность. Посмотрим, что будет после 9 августа».
На воскресном митинге улыбавшаяся Светлана Тихановская пообещала белорусам, что может «все изменить». Тем не менее шансы на победу, то есть ликвидацию авторитарного режима Лукашенко, крайне малы. А после выборов политические собрания вновь будут под запретом. «Но люди хотя бы осознают ситуацию, а менталитет изменится», — считает Валерия Костюгова.