Это была уникальная военно-морская техника и единственный случай, когда на судне на воздушной подушке удалось разместить сверхзвуковые ракеты для уничтожения авианосцев. Производящий огромное впечатление своей скоростью и тяжелым вооружением гигантский экраноплан типа «Лунь» стал классическим оружием холодной войны. Это была одна из самых узнаваемых и в то же время непонятных боевых машин в составе российского ВМФ. В 1980-е годы Советский Союз планировал построить восемь таких экранопланов для борьбы с боевыми кораблями ВМС США. Но, как и многие другие амбициозные проекты в России, он пал жертвой окончания холодной войны.
Теперь единственный экраноплан совершил свое последнее плавание из Каспийска в строящийся парк, где он станет музеем. 31 июля его отбуксировали на барже, и этот переход занял целых 14 часов, хотя сам экраноплан может развивать невероятную скорость.
В экраноплане используется такое аэродинамическое явление, как эффект воздушной подушки. Такая подушка формируется между крылом и поверхностью земли во время полета на малой высоте. Это существенно снижает лобовое сопротивление и позволяет перевозить тяжелые грузы на большие расстояния, особенно по воде. В результате получилась летающая лодка, которая летит очень низко и очень быстро.
Экраноплан типа «Лунь» был построен в 1987 году, а в эксплуатацию принят в 1989-м. Члены НАТО пристально наблюдали за строительством и дали аппарату кодовое обозначение «Утка». Это был дорогой проект, и построить до конца удалось только первый экраноплан (в российском ВМФ его считали кораблем, а не самолетом). Строительство второго судна до конца не довели.
Благодаря сверхзвуковым ракетам «Москит», которые в НАТО называют SS-N-22 Sunburn, «Лунь» был грозным противником. «Москиты» были больше и быстрее, чем ракеты «Гарпун», находившиеся на вооружении ВМС США. Летя на высоте 5-10 метров над поверхностью, этот самолет должен был обнаруживать цель размером со средний корабль на удалении около 35 километров. Для «Москита» это было почти как дальность прямого выстрела, и у цели оставалось лишь минимальное время, чтобы отреагировать на пуск.
Но американская разведка считала, что несколько экранопланов будут действовать вместе. Один идет впереди, передавая остальным окончательные данные о цели, а они должны находиться за горизонтом РЛС натовских кораблей. Дальность ракет «Москит» составляет более 100 километров, и производить их пуски можно, используя данные первого же экраноплана, который уловит цель. Группа из трех кораблей могла выпустить по цели 18 ракет одновременно, и каждая из них в три раза превышала скорость звука.
В НАТО такой тип кораблей считали средством береговой обороны. Предполагали, что он выполняет примерно такие же задачи, как и ракетные катера. Но экраноплан покрывал намного большую территорию и быстрее реагировал на новые угрозы. Однако в пресс-релизе российского ВМФ указывалось, что это средство борьбы с авианосцами. Это свидетельствует о том, что экраноплан «Лунь» можно было использовать скрытно на большой скорости (благодаря малой высоте полета), чтобы приближаться к цели на достаточно близкое расстояние для пуска ракет.
Построить такой корабль попыталась одна только Россия. Периодически в печати появлялись сообщения о завершении строительства корпуса второго «Луня», который планировали использовать как поисково-спасательное судно. Говорили и о том, что их производство возобновят для использования в Арктике. Но это маловероятно, из-за существенных затрат на строительство.
Существует множество других судов на воздушной подушке, но все они пассажирские или экспериментальные. На флоте их используют только в Иране, но эти одноместные суда не идут ни в какое сравнение с гигантским «Лунем».
Экраноплан выставят на всеобщее обозрение в парке «Патриот» в Дербенте на Каспийском море. Это будет последняя глава из жизни уникального корабля, который стал одним из образцов боевой техники времен холодной войны, так и не поступившим на вооружение.