Понятно, что в интервью Александра Лукашенко киевскому журналисту Дмитрию Гордону тема задержанных в Белоруссии 33 «вагнеровцев» оказалась одной из ключевых. При этом белорусский официальный лидер назвал этих людей не солдатами и не ребятами, как в других речах, а «бандитами». Умеет работать на целевую аудиторию, в данном случае — украинскую.
К слову, Гордон, пожалуй, поспешил еще до выхода интервью возвестить, что Лукашенко-де дал зеленый свет на выдачу части боевиков ЧВК Вагнера Киеву (там хотят заполучить 28 из этих лиц, подозревая их в террористической деятельности на Донбассе).
На самом деле позиция белорусского руководителя уклончива. В интервью он заявил: «Суть заключается в том, что генпрокуроры Украины, Белоруссии, России в контакте. Они работают над тем, чтобы была четкая картина. Никто никого не выдает, пока не установят четкую вину».
На совещании 6 августа президент предложил пригласить в страну генеральных прокуроров Украины и России, чтобы они вместе с белорусским коллегой попытались найти «решение по этим ребятам». Но трудно представить себе некий компромисс. Россия настаивает на безусловном освобождении всех.
Так что последнее слово наверняка все равно будет за Лукашенко. И по прогнозам белорусских независимых экспертов, он не станет пересекать красную линию в отношениях с Кремлем, то есть на экстрадицию боевиков в Украину не пойдет.
В том же интервью президент аккуратно спустил на тормозах тему якобы проникновения еще одного отряда боевиков на юг Белоруссии (которую сам же и породил, выступая с посланием народу и парламенту 4 августа). Во-первых, мол, это украинские спецслужбы дали такую информацию. А во-вторых: «Я, правда, не очень верю, что действительно там 30 человек пересекли границу. Мы бы их уже обнаружили». То есть вопрос как бы закрыт.
Велика вероятность, что и дело пойманных «вагнеровцев», из которого Минск выжмет весь пиар-эффект, после выборов будет спущено на тормозах. Придет время договариваться с Москвой о нефти, газе и прочих чувствительных вещах материального толка.
Раздувается миф о вселенском заговоре против Белоруссии
Ну, а пока раздувается тема некоего вселенского заговора против синеокой Белоруссии. На совещании 6 августа Лукашенко нарисовал и вовсе апокалиптическую картину: «…Мы не знаем, на что они способны. Мы даже не знаем, кто они. Или это американцы с натовцами, или из Украины нас кто-то поджимает, или нас восточные братья так сильно „любят‟ — мы даже не знаем. Идет гибридная война против Беларуси, и мы должны ждать пакостей с любой стороны».
Был добавлен и такой штрих: «Некоторых людей задержали с американскими паспортами, женатых на американках, работающих в госдепе».
Однако похоже, что речь идет лишь об одной персоне — попавшем в переплет политтехнологе Виталии Шклярове. Судя по всему, его же имел в виду Лукашенко и когда говорил Гордону о задержанных политтехнологах, только уже российских. Дело в том, что Шкляров — фигура космополитичная. Этот уроженец Белоруссии, по неофициальным данным действительно женатый на американке, которая работает в консульстве в Киеве, имел несчастье приехать к родителям в Гомель и был повязан, как говорит его мать, когда отправился в шортах на рынок. При этом госСМИ пытаются пристегнуть Шклярова к арестованному блогеру Сергею Тихановскому, жена которого — Светлана Тихановская феноменально превратилась в серьезную альтернативу Лукашенко на нынешних выборах.
А поскольку Шкляров работал в избирательных кампаниях и в России, и на Западе, то тут легко пририсовывать руку как Москвы, так и Вашингтона. И проецировать эту тень на кандидата Тихановскую. При том что в ее штабе сотрудничество со Шкляровым напрочь отрицают.
Действия властей мало соответствуют рисуемой внешней угрозе
Впрочем, о Тихановской Лукашенко в интервью Гордону высказался с нотками сочувствия (вероятно, наигранного), представив беспомощной в политическом плане домохозяйкой: «Мне ее просто жаль». Хотя не преминул заметить, что «ее просто впихнули в эту ячейку штабы, вот эти люди, которые сидят в штабах Бабарико, Цепкало и у нее самой».
При этом президент Белоруссии заявил, что кампании Виктора Бабарико и Валерия Цепкало (один уже за решеткой, второй бежал от преследования за границу) финансируются Россией: «Там огромные деньги закачаны через Газпром».
Однако и в этой беседе Лукашенко продолжил выгораживать Владимира Путина. Мол, злые дела против Белорусии творят деятели рангом пониже (в частности, был сделан прозрачный намек на бывшего посла России в Минске, а ныне первого заместителя министра экономического развития России Михаила Бабича). Правда, предположение Лукашенко, что окружение просто манипулирует российским президентом, тоже вряд ли покажется тому лестным.
Так или иначе, связь Газпрома с Кремлем очевидна. И нити от ЧВК «Вагнера» тоже тянутся к российской верхушке. Поэтому версия, что Путин ничего не знает о кознях (да что там, фактически гибридной войне!) против Белоруссии, выглядит неубедительной. Или же остается сделать вывод, что краски сильно сгущены.
Действительно, что в сухом остатке? «33 богатыря», которых неизвестно каким ветром занесло в Белоруссии (страшилки о сотнях других боевиков лопаются как мыльные пузыри), да бедолага Шкляров в шортах. Причем «вагнеровцев» с большой долей вероятности после выборов вернут в Россию без суда. Можно предположить, что и Шклярова долго мурыжить не станут.
И вообще действия белорусских властей мало соответствуют масштабу рисуемой внешней угрозы (если это гибридная война, то, по идее, нужно закрывать границу, выдвигать войска, рвать союз с агрессором). На практике же устрашающая пиар-картина используется прежде всего чтобы закрутить гайки внутри страны, сильнее взять эту избирательную кампанию в ежовые рукавицы силовиков.
Напряжение в обществе не рассосется
Наконец, в интервью Гордону прозвучало: «Я не парюсь уж слишком по поводу протестов. Я же понимаю, что за меня всегда 20-21 процент от пришедших не голосовали».
Похоже, это тот максимум, который власти готовы отжалеть по версии Центризбиркома всем альтернативным кандидатам в сумме. А то и меньше напишут.
Как отреагируют на это сторонники Тихановской — вопрос открытый. А вот реакцию властей на возможные протесты, напротив, предугадать легко. Силовики ныне подготовились наверняка основательнее, чем в 2010 году, когда был разгон Площади.
Впрочем, прогнозировать, что будет происходить в Белоруссии 9-10 августа, — дело крайне неблагодарное, поскольку речь идет о влиянии множества очень динамичных, в том числе субъективных факторов.
Очевидно лишь то, что напряжение в обществе не рассосется. Бессменный президент не собирается трансформировать выстроенную им систему, которая явно не справляется с вызовами времени. Не демонстрирует готовности к диалогу, компромиссу с недовольными, желающими перемен белорусами (которых смешно рисовать марионетками забугорных кукловодов).
Поэтому с каким бы официальным результатом ни провозгласили Лукашенко победителем выборов, глубокий общественный конфликт на перспективу просто запрограммирован.