Россия «применяет ряд мер» по вмешательству в выборы 2020 года, наняв пророссийского политика с Украины, встречавшегося с личным адвокатом президента Трампа (Trump), «с целью нанести ущерб кандидатуре бывшего вице-президента [Джо] Байдена и Демократической партии», утверждает высокопоставленный чиновник разведки США в заявлении, сделанном в пятницу, 7 августа.
Замечания, сделанные Уильямом Эваниной (William Evanina), директором Национального центра контрразведки и безопасности, на данный момент стали наиболее подробными комментариями относительно иностранного вмешательства в президентскую гонку и прозвучали вслед за появившейся ранее критикой со стороны политиков Демократической партии о том, что Эванина не обнародовал некоторые вызывающие тревогу разведданные, о которых сообщал представителям партии на закрытых брифингах.
Эванина также сказал, что власти Китая не хотят, чтобы Трамп был переизбран в ноябре, считая действующего президента «непредсказуемым». Эванина охарактеризовал предпринимавшиеся до нынешнего момента действия Китая как преимущественно риторические, направленные на формирование политики и критику администрации Трампа за шаги, которые, с точки зрения Пекина, способны нанести ущерб его долгосрочным стратегическим интересам.
Россия же, по словам Эванины, активно предпринимает шаги, напоминающие попытки Кремля повлиять на исход выборов 2016 года. «Мы утверждаем, что Россия использует ряд мер, в первую очередь, направленных на то, чтобы опорочить бывшего вице-президента Байдена и антироссийский, по ее оценкам, „истеблишмент"», — сказал Эванина.
Он отметил, что в рамках организованной Россией попытки дезинформации с личным адвокатом Трампа, Рудольфом У. Джулиани (Rudolph W. Giuliani), связывался один украинский политик. «Пророссийский украинский парламентарий Андрей Деркач распространяет заявления о коррупции, в том числе публикуя просочившиеся в общий доступ телефонные звонки — чтобы подорвать положение» Байдена и демократов, заявил Эванина.
Деркач встретился с Джулиани в декабре, когда союзники Трампа пытались раздобыть компрометирующую информацию о Байдене на Украине, сообщала газета The Washington Post. Деркач также был гостем подкаста Джулиани в феврале, и, по словам адвоката, они много говорили об Украине и Байдене, и украинский политик оказался «очень полезен».
Джулиани сообщил, что знал о существовании записей разговоров Байдена с украинцами и пытался раздобыть их в 2019 году в поисках информации, которая могла бы помочь Трампу. «Мы бы очень хотели получить эти записи, но нам это не удалось», — рассказывал ранее Джулиани нашему изданию.
Джулиани отмечал, что Деркач дал ему другую информацию, благодаря которой, как считал адвокат, он мог связать Байдена с «коррупцией на Украине». На просьбу прокомментировать данную ситуацию в пятницу, 7 августа, Джулиани не ответил.
Предпринимаемые в данный момент Россией против Байдена действия восходят еще к его работе в Белом доме, заявил Эванина, отмечая, что желание нанести ущерб кандидату от Демократической партии «совпадало с публичными критическими высказываниями Москвы в его адрес, когда он занимал пост вице-президента, из-за той роли, которую он играл в политике администрации Обамы на Украине и ее поддержке антипутинской оппозиции в самой России».
Вдобавок к кампании Деркача по дезинформации, по словам Эванины, «некоторые лица, связанные с Кремлем, также пытаются усилить позиции кандидатуры президента Трампа в социальных сетях и на российском телевидении».
На вопрос, заданный в ходе пресс-конференции в пятницу, 7 августа, верит ли он заявлениям, сделанным разведслужбой, Трамп сказал, что это «возможно», прямо противореча далее части утверждений сотрудника разведки, сообщив: «Последний человек, которого Россия хочет видеть на посту президента — это Дональд Трамп, так как никто никогда не был более категоричен в отношении России, чем я».
Когда репортер обратил внимание президента, что его ответ расходится с позицией разведсообщества, Трамп ответил: «Мне все равно, кто там что говорит». Далее он подчеркнул те части доклада, где говорилось, что Китай и Иран не хотят его переизбрания, присовокупив свое личное мнение: «Если бы Джо Байден был нашим президентом, нашей страной завладел бы Китай».
Трамп также заявил, что сможет заключить с Ираном ядерное соглашение после выборов. «Последнее, чего хотят Россия, Китай и Иран, — это победы Дональда Трампа», — сказал он.
Ряд чиновников США раскритиковали Эванину за то, что он как будто ставил знак равенства между действиями Китая и России, в то время как Кремль осуществляет гораздо более непосредственное вмешательство. В его заявлении Китай указан первым, далее за ним следует Россия и Иран, которые, исходя из его характеристики, заинтересованы во вмешательстве в выборы, но еще не предпринимают никаких действий.
«Из Китая и России лишь одно государство пытается предпринимать активные попытки воздействия на исход выборов 2020 года, точка», — заявил высокопоставленный чиновник США, который, как и другие, говорил на условиях анонимности, обсуждая информацию, касающуюся безопасности страны.
По словам другого американского чиновника, Китай расценивает Соединенные Штаты как противника, но занимает более долгосрочную позицию, в рамках которой на данный момент не используются краткосрочные действия, предпринимаемые Россией, чтобы скомпрометировать Байдена.
По оценке Эванины, Китай также видит отношения с Соединенными Штатами в более длительной перспективе, однако его выводят из себя недавние шаги администрации Трампа, поднявшие напряжение до небывалого уровня — в том числе решение президента запретить популярное приложение социальной сети «ТикТок» (TikTok) и попытки помешать продвижению Китая на глобальном рынке сетей 5G.
«Несмотря на то, что Китай продолжает взвешивать риски и пользу агрессивных действий, в его публичной риторике в последние несколько месяцев появлялось все больше критики в ответ на меры действующей администрации в связи с ковид-19, закрытием китайского консульства в Хьюстоне и действиями в других сферах», — заявил Эванина.
В штабах Трампа и Байдена утверждение Эванины восприняли как поддержку их собственных позиций и осуждение пагубных деяний противника.
«Дональд Трамп публично и неоднократно потворствовал иностранному вмешательству в американские выборы, поощрял его и даже пытался насильно навязать его, — заявил старший советник штаба Байдена Тони Блинкен (Toni Blinken). — Джо Байден, с другой стороны, годами вел борьбу против иностранного вмешательства, отказываясь принимать любые иностранные материалы, которые могли бы помочь ему в этих выборах — чего ни разу не удалось сделать Дональду Трампу и его штабу».
Тим Мерто (Tim Murtaugh), менеджер штаба Трампа по связям с общественностью, сказал: «Если кто-то и должен ответить за иностранное вмешательство в 2020 году, так это штаб Джо Байдена. Нам не нужно иностранное вмешательство, мы его не хотим, и президент Трамп одержит честную и справедливую победу над Джо Байденом».
Демократы раскритиковали предыдущие заявления Эванины за то, что он не провел разграничений между действиями России, Китая и Ирана. В совместном заявлении спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси (Nancy Pelosi) (демократ, штат Калифорния) и представитель Адам Б. Шифф (Adam B. Schiff) (демократ, штат Калифорния), председатель Комитета Палаты представителей по разведке, похвалили Эванину за обнародование большего количества подробностей, повторив, тем не менее, свое беспокойство, что он одинаково оценивает совершенно разные угрозы.
«К сожалению, в сделанном сегодня заявлении три государства с разными намерениями и возможностями все равно расцениваются как в равной степени угрожающие нашим демократическим выборам», — заявили законодатели.
Чиновник службы директора Национальной разведки заявил, что общественность должна расценивать заявление Эванины как «самую актуальную, точную и объективную информацию об угрозах для выборов, которую разведсообщество способно предоставить ей на данный момент».
«Нет никакой четкой иерархии или порядка, в соответствии с которым следует указывать в заявлении источники угрозы. Каждый из этих противников представляет угрозу для наших выборов, поэтому нам необходимо действовать заодно как народу, чтобы бороться с ними», — сказал чиновник.
Ранее этим летом Эванина выступил перед республиканской партией с брифингом, на котором он также сказал, что Китай не хочет переизбрания Трампа, что Россия, напротив, отдает Трампу предпочтение, а Иран хочет вмешаться в выборы, — рассказал человек, осведомленный о содержании брифинга.
В заявлении также указывалось, что, помимо трех названных стран, оказать влияние на выборы, возможно, стремятся еще некоторые государства.
Использование слова «влияние» в выступлении Эванины также требует уточнения контекста, по словам бывших сотрудников разведки. Традиционно оно подразумевает законные, конвенциональные действия, более схожие с пропагандой.
«Вмешательство противозаконно, а влияние — нет, — рассказал один бывший высокопоставленный чиновник. — Фактически это лоббирование». По словам некоторых опытных сотрудников разведки, создалось впечатление, что заявление отчасти было задумано с целью угодить обоим штабам.
«В ЦРУ мы называли это „танцевать между каплями дождя"», — рассказал Марк Полимеропулос (Marc Polymeropoulos), бывший сотрудник разведслужбы, руководивший операциями в Европе и России. Бывший высокопоставленный чиновник предположил, что Эванина сформулировал свое заявление так, чтобы не навлечь на себя гнев Белого дома, «придерживаясь при этом аналитического языка». По словам чиновника, Эванина оказался перед дилеммой, «как сообщить правду таким образом, чтобы это не привело к его увольнению».
В написании материала участвовали Розалинд С. Хельдерман (Rosalind S. Helderman), Карун Демирджан (Karoun Demirjian), Мэтт Вайзер (Matt Viser) и Толуз Олоруннипа (Toluse Olorunnipa) в Бедминстере, Нью-Джерси.