Скорее всего, Лукашенко сможет подавить протест и удержаться при власти. У белорусского протеста имеется слишком мало ресурсов, по сравнению с репрессивным аппаратом Лукашенко, который выстраивался почти тридцать лет.
Белорусы требуют, чтобы Лукашенко ушел от власти, но сам он этого точно никогда не сделает. Разве что в гробу «уедет» с должности… Лукашенко не собирается ни уходить, ни делиться с кем-либо властью. Поэтому он вполне готов применить насилие, и за две ночи протестов доказал свою готовность к жестким методам. Сейчас самая большая опасность заключается в том, что белорусские силовики начнут применять оружие против протестующих людей и начнутся расстрелы.
Большое беспокойство вызывает позиция западных стран. Прозвучали лишь отдельные заявления, в частности, лидеров Польши, Литвы, Украины… Но, по сути, это молчаливое согласие Запада подталкивает Лукашенко к еще большему насилию, которое может иметь непредсказуемые последствия.
Пока что ситуация выглядит так: Лукашенко будет проводить зачистку протестов значительно жестче, чем это когда-либо случалось в Белоруссии.
В случае, если Лукашенко удастся подавить протест, и он останется у власти, Белоруссия превратится в Северную Корею в Центральной Европе. «Батька» загоняет себя в ловушку: перед ним открываются широкие объятия России, которая укажет ему на то, что его, как президента, не признала практически ни одна страна, а поэтому Белоруссии нужно еще больше интегрироваться в РФ и создавать союзное государство. Тогда ускорится реализация дорожных карт по интеграции Белоруссии в Россию по различным направлениям: энергетика, безопасность, политика. И у Лукашенко не будет шансов избежать такого развития событий.
С другой стороны, жесткое подавление протестов с тысячами задержанных и сотнями пострадавших точно отрежет Лукашенко от Запада.
Впрочем, Лукашенко никогда не было желания быть «на бэк-вокале» у Путина. Поэтому он будет пытаться отрубить Россию и более рьяно укреплять авторитарную страну. Собственно, поэтому Белоруссия и станет второй Северной Кореей. При этом внешние ресурсы Белоруссия сможет получать только из Китая, а поэтому, впоследствии, может превратиться в европейскую колонию Китая.
Лукашенко выстроил очень мощную репрессивную машину, и силовики действительно очень лояльны по отношению к нему. На них он вполне может опереться и быть уверенным, что они без колебаний будут жестко подавлять любые выступления.
Известно, что между некоторыми белорусскими городами закрыли внешнее и частично внутреннее сообщение. Причин несколько. С одной стороны, таким способом белорусские власти хотят исключить приезд людей, настроенных поддержать протесты. В частности, они опасаются, что на поддержку протестов начнут приезжать люди из Украины.
С другой стороны, это делается для того, чтобы из Белоруссии никто не выехал. Ведь теперь начнется террор: если только протесты провалятся, тогда без вести начнут пропадать активисты, заработает конвейер судебных решений… Белоруссия — маленькая страна с населением чуть более девяти миллионов человек, поэтому ее легко контролировать.
Лукашенко за годы своего правления превратил Белоруссию в выжженную землю, где, по сути, сегодня нет гражданского общества, мощных контрэлит, партий, которые могли бы организовать сопротивление, нет серьезного оппозиционного бизнеса — все, кто могли, уже убежали. Но тех, кто остается, Лукашенко достал! Поэтому существует единственная надежда на то, что белорусы смогут само организоваться и выступить с мощными протестами, потому что «батька» так просто власть не отдаст. Лукашенко-не Янукович, он не испугается.
Впрочем, протест в Белоруссии имеет очень сильное идеологическое основание: белорусов обманули, и эта несправедливость может раздуть серьезный огонь.
Поэтому у Лукашенко есть только два пути: или он окончательно погрузится в объятия России и углубит интеграцию с ней, или начнет строить собственную КНДР со всеми вытекающими из этого последствиями. При этом его не слишком будут интересовать возможные ухудшения благосостояния белорусов — мол, есть картошка, сало и огурцы, поэтому с голода не умрут.
Вместе с тем, следует отметить, что для Украины смена власти в Белоруссии является тревожным сигналом, потому что Лукашенко — диктатор, но он предсказуемый для нас диктатор, и мы знаем, чего от него ожидать, как себя с ним вести. Приход к власти в Белоруссии другого человека будет означать для нас определенную нестабильность. А еще больше переживают и нервничают литовцы и поляки…