Президент России Владимир Путин — мастер троллинга. Посреди демократического мятежа в Белоруссии, где тысячи граждан вышли на улицы в знак протеста против украденных выборов, прошедших в прошлые выходные, Путин принес оказавшемуся в затруднительном положении белорусскому диктатору свои поздравления.
«Рассчитываю, что Ваша государственная деятельность будет способствовать дальнейшему развитию взаимовыгодных российско-белорусских отношений во всех областях, углублению сотрудничества в рамках Союзного государства, наращиванию интеграционных процессов», — написал он в поздравительной телеграмме Александру Лукашенко в понедельник.
Путину, разумеется, нравятся диктаторы. Но Лукашенко особенно старался в последние годы оказывать Путину открытое сопротивление. В апреле 2019 года он выслал посла России в Белоруссии, обвинив его в том, что он относится к его стране как к провинции России. В декабре он обеспечил кредит на инфраструктурные проекты на сумму 500 миллионов долларов от Государственного банка развития Китая (the China Development Bank). В июле его режим арестовал 33 человек, которых он обвинил в том, что они являются российскими наемниками, разжигающими раздор перед выборами в этом месяце.
В мастерский троллинг путинское послание превращается благодаря его упоминанию «взаимовыгодных российско-белорусских отношений».
Лукашенко публично отверг от предложения Кремля о создании более тесного союза между двумя славянскими государствами. В этом году страны не смогли достичь соглашения по экспорту нефтяного сырья в Белоруссию, что нанесло удар по командно-административной экономике страны, опиравшейся на прибыль, генерируемую за счет очистки российского нефтяного сырья и продажи его на европейский рынок.
Так чего же конкретно добивается Путин? Лукашенко, руководивший Белоруссией уже четверть века, попал в серьезные неприятности. После того как он заявил о своей победе с 80% голосов на прошедших в эти выходные выборах, его страна взорвалась протестами. Демонстрации продолжаются, несмотря на повсеместное отключение интернета в стране. Почему же Путин теперь решил всеми силами поддержать Лукашенко?
В этом отношении желание Путина увидеть фиаско восстания в Белоруссии намного важнее, нежели жажда подгадить бывшему зависимому государству, стремившемуся к независимости. Если русские увидят, как их соседи бросают диктатору вызов, это может подтолкнуть их к мыслям о том, чтобы бросить вызов своему.
Эта динамика также представляет трудность для западной дипломатии. С одной стороны, инстинкт ввести санкции против Лукашенко и его окружения верен. С 2015 года США пытались наладить отношения с Лукашенко — с довольно скромными результатами. Например, он освободил политических заключенных и добивался западных инвестиций.
Однако взаимодействие с Западом не произвело никаких ощутимых результатов. Достаточно посмотреть снятую под давлением видеозапись со Светланой Тихановской, ключевой представительницей оппозиции, выдвинувшей свою кандидатуру на выборах после ареста ее мужа в июне, который таким образом был снят с предвыборной дистанции. Этим летом Тихановская стала популярной альтернативой Лукашенко. На этой неделе она была вынуждена бежать в Литву отчасти из-за опасений за безопасность своих детей.
Учитывая это, было бы ошибкой положить конец западному вмешательству в Белоруссии. Сенат должен вскоре подтвердить кандидатуру — первого по прошествии более десяти лет — посла США в Белоруссии. Некоторые законодатели, например сенатор Крис Мерфи (Chris Murphy), утверждали, что, отправляя посла в Минск, США нормализуют отношения с демократически нелегитимным диктатором. Фрид же считает, что было бы полезно иметь в Минске влиятельного защитника прав белорусского народа после мошеннических выборов.
Неясно, что будет происходить далее — не только с послом США в Белоруссии, но и с самим белорусским диктатором. Каков бы ни был итог, белорусы явно заявили о том, что не хотят, чтобы ими правил мини-Путин. Америка и ее союзники должны однозначно заявить о своей готовности оказать содействие, чтобы превратить этот кризис в возможность перехода к демократии.
Илай Лейк — колумнист «Блумберг Опинион», освещающий вопросы национальной безопасности и внешней политики. Он был старшим корреспондентом по национальной безопасности в «Дейли Бист» (the Daily Beast), а также освещал проблемы национальной безопасности и разведки в «Вашингтон Таймс» (the Washington Times), «Нью-Йорк Сан» (the New York Sun) и «Ю-Пи-Ай» (UPI).