С российскими шпионскими играми в Словакии еще можно было бы смириться, но убийства — это уже слишком.
Сразу скажу, что меня не удивила новость о том, что в российском посольстве работают сотрудники спецслужб. Это просто неизбежно для посольств тех стран, которые преследуют в странах-членах Европейского Союза свои интересы. И да, скорее всего, в посольствах стран-членов ЕС тоже работают разведчики.
Это факт.
Даже принято признавать, что в посольствах твоей страны работают офицеры спецслужб. Так они могут получить аккредитацию и на законных основаниях собирать у нас информацию.
Но есть еще такие страны, как Китай и Россия, которые совершенно не заинтересованы в том, чтобы признавать своих агентов. И те работают в секретном режиме, в том числе, против страны, в которой находятся.
Вы спросите, а есть ли тут проблема? Конечно, да, но спецслужбам страны-хозяйки все-таки удается отслеживать такую деятельность, не пресекая. Тогда не обязательно высылать офицеров чужой разведки.
Высылают чаще всего по другим причинам. Они либо нарушают Венскую конвенцию о дипломатических отношениях, либо угрожают безопасности страны, в которой находятся.
Высылка связана с прошлогодним убийством бывшего чеченского мятежника и, судя по всему, агента грузинского правительства в Берлине. Убийство организовали, а также, по-видимому, совершили российские спецслужбы. Исполнитель попал в Европейский Союз по визе Словацкой Республики.
Итак, подытожим. «Кто-то из Российской Федерации», кто прикрывался нашей визой, якобы убил в Берлине другого человека, вероятно, агента грузинского правительства.
Возможно, вам вспомнился фильм о Джеймсе Бонде, ставший последним из тех, который успел посмотреть создатель Бонда сэр Ян Флемминг. Речь о «Из России с любовью».
В одной сцене Бонд спрашивает шофера: «Кажется, здесь принято постоянно следить». На что водитель ответил: «Конечно. Сегодня работает «Ситроен» H31854. Это болгары. Они работают на русских. Они следят за вами, а мы следим за ними. Такой договор». Бонд только добавил: «Очень по-дружески».
Нет, я не преуменьшаю значимости происходящего.
Совершенно неприемлемо и недружественно, чтобы чужие спецслужбы пользовались словацкими паспортами для своей враждебной работы. Убийство агента другой разведки на территории третьей страны, несомненно, — акт враждебный.
Российская Федерация ведет себя не как наш партнер. Как минимум с 2011 года ее отношение к Европейскому Союзу изменилось и все больше напоминает период холодной войны. Поэтому хорошо, что наши власти способны ясным и даже не дипломатам понятным образом пресечь явное нарушение международного права Кремлем.