В Белоруссии у свободы женское лицо. Тысячи одетых в белое женщин собираются на улицах городов и скандируют имя Светланы Тихановской, которая одержала победу на президентских выборах 9 августа и которая была вынуждена покинуть территорию Белоруссии. Вместо того чтобы швырять камни и бутылки с зажигательной смесью в наемников режима, женщины дарят им цветы и обращаются к ним как жены, матери, сестры и дочери с просьбой выполнить данную ими клятву и защитить народ.
Между тем Александр Лукашенко, самозваный президент Белоруссии, подделавший результаты выборов, является воплощением грубого шовинизма советской эпохи, которую он вспоминает с глубокой ностальгией. Теперь, когда акции протеста и забастовки продолжаются, а его 26-летний режим распадается на части, 9,5 миллиона белорусов, по всей видимости, уже готовы воспользоваться той возможностью, которую ранее они много раз упускали, — возможностью начать движение к европейскому, демократическому, основанному на диктатуре закона будущему.
Белоруссия представляет собой черную дыру — не только в плане защиты прав человека, но и в нашем мировоззрении. Эту страну, где живут умные и образованные люди, слишком часто сбрасывают со счетов, навешивая на нее достаточно точный, но не характеризующий ее в полной мере ярлык «последней диктатуры Европы». Подобно другим народам Центральной и Восточной Европы, белорусы стремились создать свое собственное независимое государство в 1918 году, но всего через несколько месяцев их молодая республика канула в лету. Война уничтожила треть населения страны. За ней последовали жестокая советизация и Чернобыль. Белорусы научились жить, склонив головы. Но теперь они проснулись.
У протестов в Белорусии нет откровенно геополитической подоплеки. Там нет противоборства «западоориентированной» и «востокоориентированной» частей страны. Протестующие на площади Тяньаньмэнь в 1989 году воздвигли копию Статуи Свободы. Флаг Евросоюза стал отличительной чертой постсоветских революций в Грузии в 2003 году и на Украине в 2014 году. Что любопытно, в Белоруссии ничего подобного нет. Там народ поднял общенациональный бунт против высокомерия, жестокости, лжи и растрат своих правителей.
Правителей России это тоже тревожит. Кремлевские пропагандисты не могут позиционировать протесты в Белоруссии в качестве результата действий иностранных заговорщиков. Вместо этого российское руководство, заметно нервничая, старается дистанцироваться от режима в Минске. Однако требования вернуть достоинство и справедливость, провоцированные злоупотреблениями властью, могут послужить мощным и опасным примером для некоторых субъектов московского режима.
На Дальнем Востоке в Хабаровском крае, где последнее время проходят антикремлевские протесты, демонстранты теперь выходят на акции с бело-красно-белым флагом, который в прошлом был официальным флагом Белоруссии и который режим Лукашенко запретил. В свою очередь, демонстранты в Белоруссии скандируют: «Хабаровск, мы с тобой!» Их жалобы очень похожи. Националистический пафос и пугающие истории перестали вызывать отклик у простых людей — теперь они только раздражают. Жестокость больше не страшит, а лишь вызывает отвращение. Ложь и попытки запугать больше не могут отвлечь народ от провалов клептократии.
Ссылаясь на общую угрозу, Лукашенко теперь обращается за помощью к Кремлю, но там его недолюбливают: его кремлевские спонсоры грубо на него давят. Однако Белоруссия — это последний значимый фрагмент прежней советской империи. Без Белоруссии иностранное присутствие России превратится в жалкий архипелаг сепаратистских анклавов и управляемых бандитами вертепов. Кроме того, на территории Белоруссии находятся две российские военные базы. Белорусский КГБ оказывает массу услуг российским разведывательным агентствам. Новое правительство в Минске может поначалу мириться с опекой России во внешнеполитических вопросах. Но рано или поздно все изменится.
Ивонка Сурвилла (Ivonka Survilla), председатель Рады БНР, считает, что пассивность Запада может обернуться повторением событий Пражской весны — эксперимента Чехословакии с проведением реформ, которому положило конец вторжение советских войск в 1968 году. Однако вмешательство Кремля лишь акцентирует внимание на главном парадоксе российской дипломатии с момента распада Советского Союза 30 лет назад: вмешательство создает проблемы, которых Кремль больше всего хочет избежать.
В течение 20 лет Лукашенко водил за нос и Запад, и Россию — а последнее время даже Китай, — пытаясь настроить их друг против друга. Когда Запад указывал на пытки, исчезновения политических оппонентов и фальсификации результатов выборов, Лукашенко начинал расхваливать связи с Россией и разглагольствовать о так называемом «союзном государстве», которое так и не материализовалось. Когда Кремль сокращал субсидии, Лукашенко начинал заигрывать с Западом.
Пришло время вывести Лукашенко на чистую воду и перестать преклоняться перед тенью Кремля. Мы должны дать приют тем, кого преследуют, ввести санкции против тех, кто преследует, сделать так, чтобы люди знали правду, и создать международную коалицию для борьбы с вмешательством России. Постсоветские имперские претензии не должны перечеркнуть свободу в Белоруссии, потому что ранее мы не позволили им воспрепятствовать воссоединению Германии и расширению НАТО и Евросоюза.
Мы должны относиться к странам Центральной и Восточной Европы как к реальным государствам, где живут реальные люди со своими надеждами, страхами и мечтами, а не как к пластиковым фигуркам на геополитической шахматной доске. Пока мы трясемся над будущим нашей демократии, жители Белоруссии готовы пожертвовать ради нее своей свободой и жизнью и бороться с авторитарным, циничным кумовским капитализмом, продвигаемым режимами в Минске и Москве. Жители Белоруссии понимают наши ценности лучше нас самих. И наша пассивность позорит нас.
***
Комментарии читателей
Janet Warrior
Наша пассивность вовсе нас не позорит. Нам не стоит лезть в дела других стран, если только они не попросят нас о помощи. Но даже в этом случае нам следует избегать непосредственного вмешательства. Попытки сменить режим редко заканчиваются хорошо.
Bromwich
Это крайне деликатная ситуация. Самый быстрый способ подорвать протестное движение — это если Запад начнет выступать с требованиями. В настоящий момент акций протеста и забастовок может — подчеркиваю, может — оказаться достаточно, как это было в случае с польской «Солидарностью» в 1980-х годах. Давайте будем разумными.
Grzegorz Brzeczyszczykiewicz
Я несколько раз был в Белоруссии, где я встречался с местными предпринимателями и чиновниками. Эта страна напоминает Польшу 1980-х годов. Чистые улицы, не слишком много людей вокруг, мало ресторанов, и все закрывается в 7 вечера.
Правда заключается в том, что Белоруссия живет благодаря милостям России. Россия десятилетиями поддерживала эту страну льготными ценами на газ и нефть и обеспечивала ее рынком для сбыта тех немногих продуктов, которые производятся в Белоруссии. Весь сельскохозяйственный сектор принадлежит государству. То же самое касается и тяжелой промышленности. Немногочисленные частные компании ведут очень сложную игру, балансируя между тем, чтобы получать достойный доход, и тем, чтобы не злить власти.
Сценарий 1: Белоруссия избавляется от Лукашенко и разворачивается к Западу. Масштабы необходимых экономических реформ (и связанных с ними расходов) поражают. У Белоруссии попросту нет таких средств, то есть, чтобы оказать ей политическую поддержку, Евросоюзу и остальным придется помочь ей и в экономическом смысле. Щедро помочь. Для России это попросту немыслимо. Успешная мирная революция и переход к рыночной (западной) экономике будут немыслимыми. Следовательно, Россия развяжет еще одну войну по украинскому сценарию. Мы готовы поддержать Белоруссию в военном смысле, мы готовы защитить ее от Путина? Предполагаю, что нет.
Сценарий 2: Путин вмешивается в ситуацию и проворачивает крымский план (присоединяет Белоруссию к России). Этот сценарий кажется более правдоподобным.
David Withers
Расширение экспансионистского Евросоюза и НАТО в сторону западных границ России — несмотря на обещания этого не делать, — способствовать началу новой холодной войны. Протестующие в Белоруссии совершенно правы в том, что они не поднимают этот вопрос, и ради их блага нам тоже не следует этого делать.
Stephen P
Существует большой риск того, что, если Запад выступит в поддержку свержения Лукашенко, это станет контрпродуктивным шагом, потому что это позволит Лукашенко и Путину называть текущие протесты «пользующимися западной поддержкой». Все мы знаем, что Путин мобилизуется гораздо быстрее, чем мы. Я полностью поддерживаю народ Белоруссии в его борьбе против диктатора, но, вероятно, им придется делать это самостоятельно.
Anon
Хорошая статья. Только я боюсь, что сейчас мы не можем сделать ничего, что не усугубило бы ситуацию еще больше, — учитывая слабость западного руководства в настоящий момент. Лучшее, на что мы сейчас можем надеяться, — это развитие ситуации по армянскому, а не по грузинскому сценарию, и нам следует вести себя соответствующим образом.
Postscript
Британия сейчас находится не в том положении, чтобы предпринимать все те идеалистические шаги, которые вы предлагаете, — конечно, если вы не готовы пойти из-за этого на войну. Что западная «солидарность» с Украиной принесла украинцам? Перефразируя китайскую поговорку, страна может либо строить государство, либо воевать. Полагаю, в данный момент первое предпочтительнее. У Британии множество своих собственных проблем. Поистине народные движения могут самостоятельно добиться перемен — просто дайте им больше времени.