Администрация Трампа с тревогой рассматривает нынешний уровень противостояния США с Китаем как более высокий, чем тот, который существовал между Америкой и Советским Союзом во времена холодной войны. Китай осуществляет беспрецедентное по своим масштабам увеличение своего военного потенциала и развивает крайне опасную активность в мировом океане. В США исходят из того, что, обладая в отличие от России высоким уровнем экономического роста, Китай в дальнейшем продолжит наращивать свою военную мощь. В связи с этим возрастает риск возникновения случайного военного конфликта.
17 августа в Вене начались американо-российские переговоры по вопросам сокращения ядерных вооружений, в которых с обеих сторон принимают участие высокие по уровню делегации.
В предыдущих контактах с российскими представителями американцы настойчиво проводили мысль о том, что обладающий в настоящее время несколькими сотнями ядерных зарядов Китай в течение следующего десятилетия способен более, чем вдвое нарастить их количество. США настаивают на необходимости таких рамок ядерного разоружения, которые включали бы в себя и Китай, активно развивающий новые ракетные технологии и развертывающий новые стратегические ядерные бомбардировщики.
Руководитель делегации США на проходящих американо-российских переговорах спецпредставитель президента Трампа по контролю над вооружения Маршалл Биллингсли 14 августа дал интервью газете «Нихон кэйдзай симбун». В ходе него Биллингсли указал, что «активное наращивание Китаем своего военного потенциала должно вызывать тревогу и у России тоже». Тем самым он послал Москве недвусмысленный сигнал о том, что она также должна побуждать Китай к разоружению.
Биллингсли изложил идею о «двухступенчатой» схеме ядерного разоружения. Сначала о его рамках договариваются США и Россия, а затем обе эти страны требуют от Китая присоединиться к ней. Американский спецпредставитель не скрывает, что считает такой способ весьма «жестким», но подчеркивает, что США и Россия должны найти пути для «втягивания» Китая в процессы разоружения.
В США все большее распространение получает мнение о том, что нынешняя китайская угроза по своему уровню является более серьезной, чем угроза со стороны СССР в период холодной войны.
12 августа госсекретарь США Помпео выступил с речью во время своего официального визита в Чехию. В ней он, сославшись на американо-российские отношения, подчеркнул: «По сравнению с ними противостояние китайской угрозе представляет собой более сложную проблему».
В конце июля Помпео вспомнил знаменитое изречение бывшего президента США Рональда Рейгана в отношении Советского Союза: «Доверяй, но проверяй!» Теперь же он призывает к тому, чтобы в отношениях с Китаем США пользовались другой формулой: «Не доверяй и поэтому проверяй!» Тем самым подчеркивается мысль о том, что сейчас Америка смотрит на Китай с бóльшим недоверием, чем в прошлом на СССР.
В отличие от бывшего Советского Союза, который потерпел поражение в экономическом соревновании с США, в ближайшей перспективе мощно развивающийся Китай, вероятно, обойдет Америку экономически. Имеющиеся огромные финансовые резервы Пекин направляет на дальнейшее укрепление своей военной мощи. По сравнению с СССР особенно бросается в глаза быстрое усиление китайских военно-морских сил. Америке приходится задумываться о том, что в связи с ускоренным развитием в Китае авианосного и подводного флотов опасности удара боевой авиацией и ракетами начинает подвергаться уже собственная территория США.
В этой связи Соединенные Штаты вынуждены предпринимать необходимые военные меры. В феврале нынешнего года здесь объявили об оснащении баллистических ракет, запускаемых с подводных лодок, «компактными ядерными боеголовками». Так называемые «малые ядерные заряды» способны поражать военные объекты и объекты инфраструктуры противника «избирательно», не приводя к тотальным разрушениям. Их называют «удобным» ядерным оружием и считают, что они повышают потенциал сдерживания, которым располагают американские вооруженные силы. Регионы их размещения не раскрываются. Но многие наблюдатели исходят из того, что они будут размещены как раз по периметру Китая в Индо-Тихоокеанском регионе.
ВВС США с апреля нынешнего года прекратили существовавшую с 2004 года практику осуществления ротации стратегических бомбардировщиков В52, В1 и В2 на американском острове Гуам. Теперь они будут направляться для выполнения боевых задач на Индо-Тихоокеанском ТВД непосредственно с материковой части США.
Таким образом затрудняется раскрываемость подготовки американских боевых операций. Как сказал один из бывших высших руководителей министерства обороны США: «Более высокая закрытость возможных действий американских ВВС позволяет оказывать на Китай большее сдерживающее воздействие». И это еще раз подчеркивает повышение чувствительности Америки по отношению к китайской угрозе.
В американских СМИ широко разошлась новость о том, что 14 августа США одобрили продажу Тайваню 66 истребителей F16 новейших модификаций. Также США для участия в учениях в Южно-Китайском море направили атомные авианосцы.
В интервью 14 августа спецпредставитель американского президента Биллингсли специально отметил, что Япония является в настоящее время одним из первых кандидатов на размещение разрабатываемых в настоящее время новых американских ракет среднего радиуса действия. Он выразил поддержку обсуждению в Японии планов создания страной потенциала «осуществления ударов по военным базам вероятного противника, расположенным на его территории». Судя по всему, в обоих высказываниях Биллингсли подразумевался фактор угрозы не только со стороны Северной Кореи, но и со стороны Китая.
Наряду с этим, в США учитывают и риск случайного возникновения военного конфликта.
Тот же бывший высокопоставленный чиновник министерства обороны США указывает и на такую серьезную проблему, как «узость каналов для диалога с Китаем по сравнению с ситуацией в отношениях с Россией». В советско-американских отношениях даже в период холодной войны существовали схемы согласования точек зрения на случай возникновения критических ситуаций. Американские и российские военные, находящиеся в Сирии, поддерживают довольно плотную связь между собой.
В американо-китайских отношениях такие возможности почти полностью отсутствуют. Не исключено, что министр обороны США Марк Эспер, активно зондирующий перспективы осуществления визита в Китай еще в текущем году, как раз и стремится к какому-то укреплению контактов между военными ведомствами Соединенных Штатов и Китая.