Пусть одним из поводов для критики в адрес президента Белоруссии Александра Лукашенко было то, что его правительство плохо справилось с пандемией Ковид-19, эта тема явно отсутствовала в публичных дискуссиях. Именно эта пренебрежительная позиция по отношению к коронавирусу объединяет авторитарного лидера и протестующих, настаивающих на окончании его пребывания у власти.
Во время недавних демонстраций после президентских выборов толпу в Минске, похоже, не волновала проблема социального дистанцирования, очень редко были видны люди в масках, а сам Лукашенко регулярно демонстрировал пренебрежение к опасности коронавируса — не забывайте, что он даже распорядился о проведении большого парада победы 8 мая. При этом стоит отметить, что Белоруссия справляется со вспышками вируса лучше, чем соседние страны.
По крайней мере, на незначительное время пандемия отошла на второй план, и мы вернулись к хорошо известной картине свободолюбивых масс, свергающих «последнего диктатора в Европе» — Минск предстал новым Киевом.
Тем не менее, у этого радостного энтузиазма к демократии неизбежно имеется и своя слепая зона. Нам следует, разумеется, поддерживать протесты: Лукашенко — эксцентричный авторитарный лидер, слегка нелепый персонаж, правящий страной при помощи железного кулака, арестовывающий оппонентов, предоставляющий мало свободы прессе и т. д. Тем не менее, его нельзя сбросить со счетов как простую неудачу. Он добился экономической стабильности, безопасности и порядка, поголовного дохода, который намного превышает показатели «свободной» Украины и распределяется намного равномернее. Однако одно из наиболее важных и прибыльных его предприятий — получение дешевой нефти из России и перепродажа ее на Запад — теперь закончилось из-за низких цен на нефть. Поэтому его время истекло.
Продолжающиеся протесты в Белоруссии — это «догоняющие» протесты, цель которых установить в стране западные либерально-капиталистические ценности. Однако проблемы возникнут после того, как протестующие объявят победу демократии, а первая волна энтузиазма стихнет. В результате может появиться новый лидер с еще более выраженными национал-консервативными взглядами — кто-то вроде венгерского премьер-министра Виктора Орбана (Viktor Orban) или польского Ярослава Качиньского (Jaroslaw Kaczynski). А это значит, что необходимо учитывать причину относительной популярности Лукашенко до последнего времени: его терпели, а в некоторых кругах даже принимали именно потому, что он предлагал надежное убежище от разрушительного воздействия дикого либерального капитализма (коррупции и экономической и социальной неопределенности).
А теперь давайте заменим Ахиллеса «силами демократического восстания», а черепаху — идеалом «либерально-демократического капитализма», и мы вскоре поймем, что большинство стран не может приблизиться к этому идеалу и что их неспособность достигнуть его служит выражением слабостей самой глобальной капиталистической системы. Все, что могут сделать эти страны, — это предпринять рискованную попытку выбраться за пределы этой системы, что, разумеется, сопряжено со своими опасностями.
Плюс мы вынуждены осознавать, что, в то время как продемократически настроенные протестующие силятся догнать либерально-капиталистический Запад, существуют явные знаки, что в экономике и политике сам развитый Запад вступает в эру посткапитализма и постлиберализма — разумеется, антиутопическую по определению.
Бывший министр финансов Греции Янис Варуфакис недавно указал ключевой признак того, что будет происходить далее: когда разразились новости об исторических рецессиях в Великобритании и США, рынок акций пережил рекордный подъем. И хотя отчасти это можно объяснить простыми фактами (большинство подъемов на бирже относятся всего к нескольким процветающим на данный момент компаниям, от «Гугл» (Google) до «Тесла» (Tesla), общая тенденция состоит в отделении финансового оборота от производства и прибыли. Здесь показателен пример «Нетфликс» (Netflix): несмотря на денежные потери, он продолжает расширяться. Таким образом, на самом деле мы должны решить, в каком же посткапитализме мы окажемся.
Что касается демократии, давайте просто взглянем на главные сюжеты в наших СМИ. В Польше либеральные представители общественности жалуются, что они становятся свидетелями разрушения демократии. В США Барак Обама (Barack Obama) предупреждал, что Дональд Трамп (Donald Trump) представляет серьезную угрозу для самой демократии, в то время как Трамп посылает сигналы, что не признает результаты президентских выборов, если они окажутся не в его пользу — не напоминает ли это нам Лукашенко?
Поэтому давайте пожелаем удачи протестующим в Белоруссии: если они победят, беспокойство относительно Ковид-19 вернется с лихвой — как и другие актуальные проблемы, от экологии до новой бедности. Им потребуется удача — и мужество.