Украинская власть гордится перемирием в Донбассе и имеет для этого все основания: уже более трех недель, начиная с двадцать седьмого июля, от вражеских обстрелов не гибнут наши военные.
Впрочем, этот беспрецедентный период не означает, что Россия изменила направленность своих действий в Донбассе — вместо этого она избрала новые средства для их достижения. Временно сократив военное давление на Киев, Кремль принялся шантажировать украинскую власть, намекая на выход из важнейшего для Банковой формата, в котором принимают участие глава ОПУ Андрей Ермак и главный переговорщик Кремля Дмитрий Козак. За сохранение этих встреч РФ требует от Украины все новые уступки.
Понять характер этих требований позволяет «слитая» в широкий доступ запросная позиция Кремля относительно договоренностей Козака и Ермака. И хотя подлинность этого документа остается под вопросом, его ключевые тезисы уже обсуждаются на заседании Минской трехсторонней контактной группы (ТКГ). Надо подчеркнуть, это еще не «окончательная измена».
Как известно, документ буквально пропитан попытками Москвы навязать «прямой диалог» с боевиками. Но подобные предложения поступают от РФ не впервые, и в большинстве случаев Киеву удавалось их парировать. Однако противоречивые заявления, прозвучавшие от представителя Украины в ТКГ Леонида Кравчука, а также неожиданное согласие России на встречу Козака с Ермаком уже двадцать восьмого августа добавляют оснований для еще большей нервозности. Есть все основания утверждать, что мы сейчас находимся на переломном этапе, когда и Украина, и Россия вынуждены менять свою тактику.
От кнута к прянику
На этой неделе состоялось новое заседание Трехсторонней контактной группы. «Встречи» ТКГ уже почти полгода проходят виртуально, по видеосвязи, поэтому революционные события в Минске не препятствуют для их проведения. Результаты переговоров в ночь на четверг обнародовал офис президента. Представители Украины, России и ОБСЕ, формирующие состав Минской группы, согласовали четыре новых участка разведения сил и двадцать участков разминирования, что, по мнению Банковой, позволит «приблизиться к проведению саммита „нормандской четверки" в Берлине». А в дополнение, по утверждению Банковой, появился «прогресс в вопросах взаимного освобождения удерживаемых лиц». Словом, все, мол, идет так, как и настаивает Украина. Однако в реальности не все так просто.
Стоит признать, что за последние полгода ТКГ действительно достигла определенных результатов и радикально изменила свою работу, чего ей до сих пор не удавалось сделать. И речь идет не только о персоналиях (это заседание впервые прошло с участием Леонида Кравчука, который возглавил украинскую делегацию, и Витольда Фокина, ставшего его заместителем), а прежде всего — о формате украинского участия. После скандальной инициативы по созданию так называемого «Консультативного совета», в документах которого Украина чуть не пропустила вопиющие угрозы и едва не признала оккупационные администрации, Киев осознал свою ошибку.
Идею КС «похоронили», а взамен Украина переформатировала свое участие в ТКГ. В его состав вошли переселенцы, а Киев повысил уровень представительства в Минске. Но главное в том, что летом тактика украинской делегации изменилась. На всех уровнях переговоров в ТКГ и нормандском формате чувствовалось, что «быстрый мир за высокую цену, пусть даже через уступки» перестал считаться приоритетом. Для россиян это стало неожиданностью. Но они нашли ответ.
Впервые за год президентства Зеленского Кремль почувствовал, что потерял инициативу в Минске. Что условия дальнейшего прогресса, которые они выдвигают, уже не воспринимаются Украиной с той же готовностью, как это было в первые месяцы «переговоров». В прошлые годы, еще при Порошенко, когда Кремль пытался заставить Киев и Запад перейти к компромиссам, то действовал однообразно, применяя военные методы. Это становилось четкой закономерностью: когда у РФ появляется новая идея — ждите обострения на фронте. Но сейчас тактика россиян изменилась. К «кнуту» добавился «пряник».
Трехходовка Козака
Двадцать восьмого августа в Париже может состояться встреча в нормандском формате на уровне советников лидеров, то есть с участием Ермака и Козака. Дата еще не согласована окончательно, но даже то, что Кремль ее в принципе обсуждает, уже является сенсацией. Дело в том, что меньше месяца назад в РФ отвергали возможность такой встречи.
Козак даже письменно уведомил Киев, Берлин и Париж о том, что больше не намерен встречаться с Ермаком, предлагает «убить» этот формат переговоров и переложить его функции на уровень МИД. Москва пошла на это даже несмотря на то, что переговоры в рамках МИД для нее менее продуктивны, как это объясняла «Европравда» в предыдущей публикации.
«Официальной» основой для ультиматума были регулярные и нескрываемо эмоциональные конфликты Козака с Ермаком на встречах четверки, появившиеся после того, как Украина начала перехватывать инициативу у «Нормандии». Однако нынешние события позволяют предположить, что демарш имеет совершенно иной мотив. Это мог быть банальный шантаж, который пока для РФ успешно реализовывается. Кремль рискнул — и его идея сработала.
Не секрет, что вопрос Донбасса является для Банковой определяющим, самым большим приоритетом, который во что бы то ни стало необходимо держать на контроле. Покинув это направление, Ермак потерял бы рычаги воздействия и аппаратный вес на Банковой. Возможно, поэтому в ответ на ультиматум Козака Киев взялся убеждать россиян изменить мнение. И там внезапно согласились «уступить». Бросается в глаза тот факт, как быстро Козак «передумал» и согласился возобновить встречи с Ермаком — ведь его категорическое письмо было написано всего три недели назад! Сложно не предположить, что такое развитие событий в Кремле вполне предвидели. А перемирие стало важной «приманкой» для Украины.
Появилась интересная деталь: тишина в Донбассе началась и соблюдается беспрецедентно долго не благодаря договоренностям, дружбе и взаимопониманию между Кремлем и Банковой, а вопреки нехватке этих договоренностей. Перемирие стартовало двадцать седьмого июля. И именно этим днем датировано жесткое письмо Козака, отправленное в Германию, Францию и на Украину о том, что он больше не будет разговаривать с Ермаком!
В прошлые годы в периоды таких политических обострений обстрелы на Донбассе лишь усиливались. А теперь конфликт между Кремлем и Банковой сопровождается почти полной тишиной на фронте (а в начале августа, в самые напряженные дни, ОБСЕ вообще не фиксировало ни одного нарушения режима тишины!). И в дополнение картины об иллюзорности тишины в Донбассе — есть еще одна деталь, о которой президенту докладывали.
По данным Минобороны и Службы внешней разведки, уже после провозглашения режима прекращения огня россияне продолжали завозить вооружение на временно оккупированную территорию, проводили ротацию оккупационных войск и стали готовиться к провокациям с целью обвинить Украину в срыве этого «перемирия».
Итак, несмотря на то, что положительные последствия длительной тишины в Донбассе являются неоспоримыми, Россия готовится выйти из этого режима. В РФ выдвигают требования в адрес Киева, и если тот не согласится, то Москва легко вернется к привычным методам военного противостояния. Но чего именно требует РФ? Ответ на этот вопрос позволяют получить публичные сообщения ОПУ, а также слитый в СМИ российский документ.
«Хотелки» Кремля
В среду издание «Главком» обнародовало русскую версию проекта решения относительно следующей встречи советников лидеров «нормандской четверки». Стоит сразу отметить: документ непубличный, и проверить его подлинность невозможно. Но даже если документ является подлинным, написан он был не вчера — там есть ссылки на действия, которые Украина должна была бы предпринять еще до девятнадцатого августа.
А в ночь на четверг Банковая обнародовала сообщение, подтверждающее несколько наиболее резонансных пунктов из «слитого» документа. Следует отдельно подчеркнуть: не стоит воспринимать российские «хотелки» как уже принятое решение. Источники ЕП рассказывают, что запросная позиция Кремля всегда была совершенно нереальной.
Но нынешняя ситуация является особенной. Из-за игры, которую Кремль ведет с Банковой, Украина оказалась в невыгодной для себя ситуации. Мы превратились в «просящего», которому очень нужна встреча в Париже и которому Москва выставляет свои условия. И поэтому нет гарантий того, что Киев не попытается воплотить даже самые безумные идеи РФ. Следовательно, самые опасные и более вероятные предложения РФ являются таковыми.
«Прямой диалог» и изменения в Конституцию
Россия и раньше не скрывала желания легитимизации «ЛДНР» и прямых переговоров между Украиной и оккупационными администрациями, и нынешний проект просто пропитан этой идеей. Авторы насчитали четырнадцать пунктов по этому поводу — каждый из которых способен вызвать проблемы вроде «Консультационного совета». Зато Россия, согласно этим предложениям, является только посредником между Украиной и ОРДЛО. Именно с ними, мол, надо согласовывать и разведение, и нужное Украине разминирование.
Также Москва требует от Киева не консультаций и согласований, а совместной с ОРДЛО разработки украинских законопроектов: и совершенно нового об «особом статусе» с применением формулы Штайнмайера, и об амнистии (хотя по «Минску-2» этот закон вообще не нуждался ни в каких консультациях). Важная деталь: россияне и в дальнейшем настаивают на изменениях в украинскую конституцию, хотя, начиная с 2019 года и Владимир Зеленский, и Андрей Ермак неоднократно заявляли: основной закон в духе Минских соглашений менять не будут.
Выборы в Донбассе уже в этом году
Но самое главное — это вопрос выборов. В документе прописано требование «отменить все положения Постановления ВР №3809, которые противоречат Минским соглашениям». Этим постановлением назначаются на 25 октября 2020 года очередные местные выборы по всей Украине, кроме оккупированных территорий. И именно это «кроме» россияне и требуют отменить. Однако изменение этого положения будет означать, что ЦИК будет обязан объявить выборы также в Донецке, Луганске, Макеевке и остальных городах, не дожидаясь выполнения Россией условий безопасности! Причем это требование россиян подтверждено официально.
На переговорах минской ТКГ оказалось, что это — главное требование РФ, вокруг которого была построена вся дискуссия, рассказывает один из участников украинской делегации, Сергей Гармаш (представляет переселенцев с Донбасса). В итоге глава украинской делегации Леонид Кравчук согласился обратиться к Верховной раде «с предложением рассмотреть вопрос о соответствии постановления ВР Минским соглашениям».
И хотя юридически никакого противоречия между постановлением и «Минском» нет, очевидно, что РФ ждет от Украины изменений. И, наверное, Москву не успокоит, если Верховная рада просто ответит отказом на это требование. К слову, в предложениях Москвы подробно говорится о политическом урегулировании, а о разоружении и безопасности проведения выборов — никакой конкретики. Более того, нет ни единого слова о контроле за соблюдением тишины.
И еще, на десерт. Идеи россиян, по сути, ставят крест на возможности проведения нового «нормандского саммита», к которому так стремится Владимир Зеленский — потому что, по сути, условием его проведения становится политическое урегулирование в Донбассе. Однако в Париже лидеры о таком не договаривались.
Более того, если требования россиян будут одобрены, они вообще разрушат логику подготовки саммитов: получается, что вместо лидеров «Нормандии» их советники должны согласовать новый план действий, стороны (которыми россияне считают Украину и ОРДЛО) — этот план реализовать, а уже только после этого — Россия дает согласие на встречу лидеров, которые появляются на сцене, когда уже все завершено.
Чего ждать дальше?
Ближайшие недели определят, какова позиция украинской стороны и как далеко она способна зайти в попытках восстановить привычный формат диалога с Кремлем. И Банковая должна быть готова также к новым формам давления с российской стороны. Ведь в случае, если Украина не согласится на предложения Кремля в обмен на призрачное урегулирование, Россия, скорее всего, прекратит «играть в перемирие», которое было нужно исключительно для этих политических торгов. Скорее всего, Зеленскому придется также забыть о саммите «Нормандии», который Путину просто не нужен без железных гарантий уступок со стороны Украины. Но другой путь — значительно опаснее.
Если в прошлом году уступки новоизбранного президента для организации Парижского саммита хотя бы как-то можно было оправдать, то сейчас-отнюдь. Да и масштаб требований Кремля несравненно вырос по сравнению с прошлым годом.
Конечно, Москва не рассчитывает, что все ее «пожелания» будут поддержаны Украиной. Она вполне может действовать по принципу: проси больше — получишь желаемое. Но такая формула совершенно неприемлема. Выполнение даже одной из «хотелок» Кремля (или о «прямом диалоге», или о легализации оккупационной власти, или о выборах, или об изменениях в Конституцию и т.д.) будет иметь катастрофические последствия для Украины.
Стратегическая цель России — не поглощение Донбасса, а легитимизация оккупационной власти в ОРДЛО, чтобы через нее получить рычаги влияния на всю Украину. А заодно — создать напряжение в нашем государстве.
Именно для этой цели она стремится перевести переговоры из формата «Нормандии» в ТКГ, де-факто устранив из процесса Берлин и Париж. А дальше — выжать из украинской власти признание ЛДНР как переговорщиков и оставить их один на один с Киевом.
Очень важно, чтобы Зеленский осознавал этот план и не давал согласия на шаги, которые сделают его неотвратимым. Для этого Украина ни в коем случае не должна поддаваться на российский шантаж, а вместо этого активно подключить западных партнеров, чтобы отразить политическую атаку Кремля.
По крайней мере, пока можно быть уверенными, что команда Ангелы Меркель в этой битве будет на стороне Киева.