Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Le Figaro (Франция): Франция может разыграть свою карту в белорусском кризисе

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Поскольку Прибалтика и Центральная Европа демонстрируют предельно враждебный настрой по отношению к Москве по историческим причинам, Франция должна ухватиться за предоставленную белорусским кризисом возможность, чтобы смягчить позицию Европейского союза по России, считает автор.

За единогласным принятием главами государств и правительств ЕС санкций против белорусской власти скрываются глубокие разногласия. В отличие от занятой в 2014 году позиции по украинскому кризису ряд западных государств пытается проявить осторожность с Москвой, которая может многое потерять в результате неподконтрольного ей политического переходного процесса. Белоруссия со многих точек зрения представляет собой последний бастион российской сферы влияния, которая стала бледной тенью себя прежней после распада СССР, провала СНГ и расширения НАТО к границам РФ. После ухода Киева с московской орбиты, Минск стал как никогда важным ориентиром, необходимым российскому руководству для отграничения пространства православной культуры от Евросоюза, который расширился на бывших сателлитов советского блока и Прибалтику.

Белоруссия также представляет собой необходимое западное звено транснациональной организации, которую Владимир Путин объявил после введения европейского эмбарго в ответ на аннексию Крыма. Евразийский экономический союз призван вернуться к двойной идентичности расположенной между Европой и Азией Российской империи и заменить Россию в центре европейских и китайских торговых потоков. Хотя Москва не ставит сохранение у власти Александра Лукашенко обязательным условием любых политических перемен в Белоруссии, Владимир Путин четко прочерчивает красную линию: никакого вмешательства ЕС в дела Белоруссии.

Предупреждение Кремля касается в первую очередь стран Центральной и Западной Европы, которые активно участвовали в «цветных» революциях в Грузии и на Украине, а также поддерживают белорусскую оппозицию. Например, Польша финансирует ряд белорусских НКО, а в Литве приняли Светлану Тихановскую, которая призывает ЕС провести новые выборы. Общества, которые веками жили под царским, а затем и советским ярмом, считают Москву постоянной угрозой.

Но другие государства-члены ЕС больше не верят в эффективность такой агрессивной политики. Особое место среди тех, кто выступают за диалог с Россией, отводится Франции. В отличие от Германии (она осторожна, но открыта к договоренностям с Россией), Италии и Нидерландов (они заинтересованы в первую очередь в восстановлении торговли) Эммануэль Макрон сделал ставку на конструктивное возобновление диалога с Владимиром Путиным с опорой на культурное, политическое, экономическое и дипломатическое сотрудничество.

У Парижа есть особая причина для пересмотра последствий жестких мер, которые были приняты против России в 2014 году. Белорусский кризис заставляет задуматься об эффективности Восточного партнерства ЕС. Оно было запущено в 2009 году на саммите в Праге и нацелено на стабилизацию восточных рубежей Евросоюза, вдали от Франции, которая теряет ориентиры с конца холодной войны. Белоруссия, Украина и Молдавия стали первыми постсоветскими участниками этой программы, а впоследствии к ним присоединились Армения, Азербайджан и Грузия.

Эта европейская политика призвана способствовать с помощью договоров об ассоциации экспорту нормативной и политической модели в регионы, которые все еще считаются нестабильными. Именно договор такого типа стал искрой в украинской пороховой бочке. Москва выступила против затягивания Киева в европейские сети. Дело в том, что Россия рассматривает эту инициативу европейской дипломатии как способ еще больше сократить ее сферу влияния. Вишеградская группа (Венгрия, Польша, Чехия и Словакия) и Прибалтика стали главной движущей силой этого партнерства, символа политического отдаления от Москвы.

Белорусский кризис в свою очередь поднимает вопрос последовательности внешней политики ЕС. Франция была бы заинтересована в активном посредническом участии с тем, чтобы сбалансировать динамику партнерства и сделать его не столь раздражающим Россию. Кроме того, более активное участие позволило бы Франции переориентировать дипломатию на страны Центральной и Восточной Европы, которые считают, что их оборонные и энергетические интересы мало волнуют Париж. Июньский европейский саммит в Брюсселе завершился принятием ряда важнейших мер (объединение долгов, здравоохранение, экологическая программа) и укрепил тем самым позиции Франции, которая к тому же может опереться на тесное партнерство с Германией.

У Парижа есть и веские причины для непосредственного интереса к Белоруссии. Развернутая МИДом в Минске программа обучения французскому языку принесла плоды. В Белоруссии сегодня существует поколение молодых людей, которые любят наш язык и нередко участвуют в текущих событиях. Парижу не следует губить надежды на демократию в стране, которая остается малоизвестной на Западе, хотя находится на перекрестке дорог континента, где постоянно случаются как трагедии, так самые плодотворные культурные обмены.